Исторические взгляды К. Д. Кавелина в 60-е годы

Великая культура » К.Д. Кавелин как историк "государственной школы" » Исторические взгляды К. Д. Кавелина в 60-е годы

Страница 2

По мнению историка, первая свободная великоросская личность - Петр I; с него идет начало личной свободы. При этом Кавелин сводит свои выводы к одному: «Наше движение историческое – совершенно обратное с европейским». То идет от индивидуального к государственному, а в России наоборот.

Говоря о заимствованиях, Кавелин замечает, что великороссы «Мало чему научились – мы только идолопоклонники!» «Петровская эпоха была… приготовлением, при помощи европейского влияния, к самостоятельной и сознательной народной жизни».

В борьбе течений в русской историографии XIX века большую роль сыграло либеральное направление, прежде всего так называемая «государственная школа».

И важное место в становлении этой школя сыграл К. Д. Кавелин, видный русский либерал, предпринявший попытку философского осмысления исторического развития России.

Кавелин вместе с Соловьевым создал концепцию. Связавшая историю России в целостную систему, представив ее в развитии. Это были первые отечественные историки, начавшие поиск закономерностей в историческом развитии. Эта концепция стала основой взглядов историков государственной школы.

Большую роль в этой концепции играла теория родового быта, смены родовых отношений государственными. Эта теория красной нитью проходит через все исторические сочинения Кавелина.

Концепция государственной школы складывалась в полемике с официально-охранительным и славянофильским направлениями. Кавелин стоял на позициях западничества и в своих работах доказывал, что реформы Петра I были необходимостью, определенные всем ходом исторического развития России. При этом Кавелин подчеркивает отличия России от Западной Европы, которые он видит прежде всего в менталитете (причем Кавелин имеет в виду только великоросских славян), и говорит о том, что если раньше Россия заимствовала у Европы бездумно, подражательски, идолопоклоннически, то теперь ей необходимо уже проявлять большую самостоятельность.

Конечно, взглядам Каверина присуща некоторая противоречивость, и, кроме того, современному читателю многие из них покажутся безнадежно устаревшими хотя бы потому, что появились новые исторические данные, неизвестные во времена Кавелина. Однако мы должны оценивать сочинения Кавелина с той точки зрения, что он внес в российскую историческую науку.

А вклад К. Д. Каверина в развитие исторической науки в России огромен. Его взгляды так или иначе оказали существенное влияние на становление других историков, в том числе не только «государственной школы». К сожалению, обширное наследие К. Д. Каверина пока мало изучено и требует дальнейших глубоких исследований.

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Культура и быт древнего японского общества
Японцы с древнейших времен постигли искусство использовать минимальное пространство с максимальной экономностью и целесообразностью. Необходимость частых перестроек и реконструкций зданий, забота о самоустойчивости содействовали раннему в ...

Художественной видение мира в культуре России ХХ века Советского периода
Обычно художественную культуру России ХХ века описывают и анализируют в контексте особенностей ее развития именно как Советской России. Это накладывает сильный отпечаток на всю картину мира, если ее допустимо представить в виде целостност ...

Трансформация представлений о мире в культуре Китая в XVII-начале ХХ века
Исторически переломным для Китая этапом его развития накануне ХХ века служат время царствования маньчжурской династии Цин (1644 - 1911). Синсханская революция, свергнув династию в 1911 г., открыла путь к революционным преобразованиям в ду ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru