Племена и рода. Шежире Младшего жуза

Великая культура » Казахская культура в Астраханской области » Племена и рода. Шежире Младшего жуза

Страница 2

К огузам в Младшем жузе относятся рода кердери, адай, кете. В XIII веке, когда монголы захватили территорию Казахстана, адайцы были в составе Золотой Орды. Именно с этого времени они стаи общаться с кипчаками. После распада Золотой Орды адайцы были в составе Узбекского ханства, заем в составе Ногайской Орды.

С образованием в XV веке казахского ханства адайцы полностью вошли в состав Младшего жуза.

В конце XIX века образовались новые роды: род султанов (торе), ходжинцев (кожа) и туленгитов.

Род султанов образовался из дворянского сословия султанов. К 80-м годам XIX века султаны уже составляют особый род. Свое происхождение ведут от потомства Джучи, старшего сына Чингисхана.

Ходжинцы (кожа) образовали род намного ранее, чем султаны. Они тоже входили в особую группу – дворянство, составляющее с султанами «белую кость». Ходжинцы ведут свое происхождение от арабов – проповедников мусульманской веры в период проникновения ислама на территорию Казахстана.

Туленгиты, как телохранители и слуги ханов и султанов, кочевали вместе с ними в степи и как род сформировались позже. Роды туре, кожа и туленгиты имеют общую родовую тамгу, похожую на ханскую.

Жузы управлялись ханами, и над ними был верховный хан, ранее называвшийся каганом, то есть ханом ханов, который управлял всем народом. например, таким был Касымхан (XVI век), о котором написано в разных источниках, что «он держал народ свой в строгом повиновении». При верховном хане постоянно были три главных бия – от каждого жуза был представитель, без них не могло быть принято ни одно важное государственное решение. Существовал совет четырех во главе с верховным ханом. Бий – это судья, во главе каждого рода стоял такой бий, избираемый народом, и именно через них хан жуза руководил степными народами. Бий решал все вопросы жизни рода и был административным и военным руководителем.

В любой момент по призыву хана каждый род обязан был выставить вооруженный отряд для отпора врагу. Существовало специальное воинское сословие – батыры, которые в мирное время обучали молодежь военному делу, а во время войны возглавляли боевые отряды.

Родовые объединения состояли из более мелких родов, те – из аулов. Аулы возглавляли аксакалы, решавшие все текущие вопросы аульной жизни. Особо важнейшие дела решались на общих собраниях аулы, а также на всеказахском курултае, собиравшимся раз в год в ставке верховного хана.

Тут надо сказать, что с малых лет каждый мужчина носил оружие. Пришедший на собрание без оружия лишился права голоса, и даже младшие по чину и возрасту могли занять место выше его. Мало того, владели боевым оружием и женщины. В тех семьях, где родились только девочки, их обучали военному делу в обязательном порядке.

Дошедший до нашего времени обычай «Кыз куу» («Догони девушку»), когда жених обязан догнать на коне невесту и победить ее в состязании, - это отголосок тех времен, когда женщины наравне с мужчинами защищали родную землю от захватчиков. В случае смерть мужа имеющая организаторские способности супруга становилась главой аула или рода, так как лишь она одна объединяла взрослых сыновей и родню.

Важно отметить, что среди всех мусульманских народов, отношение к женщине у казахов значительно лучше. Казашки никогда не закрывали лица, они не были порабощенными, в решении важных семейных вопросов их голос не был последним.

В степи не имелось тюрем – закон соблюдали строго. Вспомним еще раз слова о Касымхане: «Он народ свой держал в строгом повиновении!» Кстати, о его Конституции в степи осталось определение «Касымханным каска жалы» - «Священный путь, проложенный великим Касымханом». А Конституция Тауке хана, называлась «Жети жоргы» («Семь установлений»). Согласно этим положениям, закон начинался с семьи – с установления авторитета родителей. За недостойное отношение к семье, родители имели право убить своего сына или дочь, и их за это не наказывали. Суд не имел права заставлять жену и детей давать показания против мужа и отца. За умышленное убийство следовала смертная казнь или выкуп 1000 овец. Род мог выкупить правонарушителя, но после этого его воспитывали так, что он никогда уже более не помышлял о повторении проступка. Сказавшего старшему плохое слово сажали на черную корову задом наперед и возили по аулу – каждый стегал его плетью. За супружескую неверность убивали – каждый член рода обязан был бросить в нарушителя камень.

Благодаря уважению и соблюдению законов и сохранился казахский народ в течение тысячелетий.

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru