Капелла Шереметева

Великая культура » Капелла Шереметева

Страница 1

Cреди частных хоров России выдающееся место занимала капелла графа Шереметева в Петербурге. Организованная еще в 50-х годах XVIII века П.Б. Шереметевым, сыном фельдмаршала Петра I Б.П. Шереметева, она просуществовала около 150 лет и явилась зародышем, из которых выросли известные театры Шереметевых.

Певческие кадры капелла черпала в основном из крепостных украинских вотчин Шереметевых (Борисовка, Михайловка, Алексеевка и другие).

О тяжести художественных обязанностей крепостных свидетельствует тот факт, что добровольно желающих поступить в капеллу не было. В 1793 году Шереметев писал в своем приказе: «Объявить в Борисовке, что если из басов и теноров, живущих в вотчине, кто пожелает поступить в хор, получит жалованье 50 рублей в год, полное довольствие продуктами и платьем, семья будет облегчена от налогов».

Одним из первых руководителей и дирижеров капеллы был хоровой композитор, автор оратории «Минин и Пожарский», по происхождению крепостной крестьянин графа Шереметева – Степан Аникеевич Дегтярев (1766-1813).

С.А. Дегтярев в семилетнем возрасте вместе с сестрой и братом был взят в крепостной хор Шереметева. Обладая прекрасным голосом (альтом), он исполнял ответственные партии в оперных спектаклях театра Шереметева.

Талантливый композитор и дирижер, он не смог развернуться в тяжелых условиях крепостной зависимости.

После смерти Н. Шереметева и С. Дегтярева капеллой некоторое время руководил хормейстер, придворный певчий Ф.Леницкий, затем композитор А. Сапиенци (итальянец по происхождению), не оставившие сколько-нибудь заметных следов своей деятельности.

Подлинный расцвет хора связан с именем одного из выдающихся русских хормейстеров – Гавриила Якимовича Ломакина (1812-1885).

Сын крепостного, Г.Я. Ломакин родился в Борисовской вотчине Шереметева (Курская губерния), откуда взят был в свое время и Дегтярев. Десятилетним мальчиком, обладавшим прекрасным дискантом, он был привезен Леницким в капеллу в Петербург. Отличаясь с детства редкой музыкальностью, Ломакин сочетал страстную любовь к музыке с необычайным трудолюбием.

Первые уроки музыки он получил у крепостного музыканта из оркестра Шереметева. Восемнадцатилетним юношей Ломакин был назначен учителем пения в капелле.

Огромная заслуга Ломакина заключалась в том, что он первым ввел в хоре настоящее профессиональное обучение. Архивные документы сохранили для нас ценнейшие дневники занятий с капеллой Ломакина и его помощников Алабушева и Коноплева. Эти дневники свидетельствуют о тщательной продуманности всей системы образования хорового певца (имеется в виду, как музыкальная грамотность, так и разнообразная вокальная техника). В последствии эта система занятий была изложена в книге Ломакина «Краткая метода пения», изданной в 1860 году.

В 1832 году Ломакин познакомился с Глинкой. Последний предложил ему для исполнения с хором сочинения Баха. Глинка высоко ценил исполнения капеллы: «Нигде в хоре не слыхал я такой стройности. Вы первый человек, Гавриил Якимович, который довел детей такой верности и твердости».

Вскоре после прихода Ломакина в капеллу его работа дала замечательные результаты. Он стал самым популярным хормейстером в Петербурге.

В 1831 году Ломакина приглашают учителем пения в Павловский кадетский корпус. Ломакин начал преподавать в первом и втором кадетских корпусах, морском корпусе, дворянском полку. Кроме того, Ломакин вел хоровое пение в Театральном училище, лицее, пажеском корпусе, корпусе путей сообщения, Училище правоведения, в пяти женских институтах. Учеником Ломакина по Училищу правоведения был П.И. Чайковский, который с большой теплотой вспоминал о своем учителе. Ломакин заронил любовь к хоровому звучанию и управлению хором своему ученику по Училищу правоведения князю Ю.Н. Голицину. этот замечательный хоровой дирижер со своим хором из крепостных крестьян прославил русское искусство не только на родине, но и за ее пределами. Малолетними учениками Ломакина, певшими в хоре Театрального училища, были Мартынов, Максимов, Воробьева, Степанова, Лядов и другие.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Понятия и принципы танцевальной исполнительской культуры
Танец – искусство пластическое. Тело исполнителя является средством выражения идей, мыслей, содержания танцевального произведения. Поэтому, чем лучше он будет им владеть, тем вернее, ярче и выразительнее станет его танцевальный язык [35. ...

Стиль интерьера кантри
Для тех, кому надоела обычная обстановка и хочется чего-то яркого, оригинального и экзотического. Как правило, вместо обоев стены покрывают деревом, а в одной из стен выкладывают камин. Колоритность вашему жилищу придадут занавеси, покрыв ...

Начало книгопечатания в Китае
Изобретателями печатного станка являются китайцы. Первые по времени способом механического размножения книг была ксилография, или обрезанная гравюра на дереве. Она возникла в буддийских монастырях Китая при династии Тян (618-907). У китай ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.jaton.ru