Капелла Шереметева

Великая культура » Капелла Шереметева

Страница 3

После духовного концерта, несмотря на запрещение аплодисментов, публика устроила хору овацию.

На следующий день хор выступал в одном частном московском зале. После духовных произведений, несмотря на недовольство некоторых лиц, пели светские, в том числе хоры Мендельсона. Н.Г. Рубинштейн хотел оставить хор и его руководителя в Москве, присоединив к Московской консерватории. Многие московские богачи предлагали содержать хор на свои средства. Однако, не являясь владельцем хора, Ломакин не мог этого сделать. Хор находился на вершине исполнительского мастерства, но отсутствие средств для его содержания вызывало необходимость роспуска.

Такова была судьба многих коллективов, зависевших от своего мецената.

После возвращения в Петербург Ломакин хотел дать концерты для широкой петербургской публики, но и это его желание не осуществилось. Концерт капеллы состоялся 5 мая 1872 года в зале Дворянского собрания. Вскоре после этого состоялось последнее выступление хора (по выражению Ломакина, «лебединая песнь») в певческой зале графа Шереметева, в зале, где вырос коллектив, воспитанный Ломакиным. Не имея больше средств для содержания хора и дойдя до крайне нервного состояния, Ломакин распустил хор, любовно организуя доставку детей к родным в различные уголки России.

Совершенно разбитый и морально подавленный, Ломакин уезжает в октябре 1872 года в Гатчину. Он и не предполагал, что деятельность его с хором не закончилась. В 1874 году граф С.Д. Шереметев получил в наследство дом на Фонтанке, где всегда репетировала капелла, вызвал в Петербург Ломакина и предложил ему возобновить работу с хором. Гавриил Якимович, забыв свои годы и состояние здоровья, с юношеским увлечением принялся за работу.

Ему удалось собрать 14 взрослых певцов, прежде певших в капелле. На следующий год были привезены из Украины 20 мальчиков, частично подготовленных бывшим воспитанником хора, учеником Ломакина – Шапошниковым. Однако не обработанные «пискливые голоса», как пишет Ломакин, не понравились графу, привыкшему к выразительному пению детей, прежде входивших в состав капеллы. Дети были отпущены, и остался хор, вернее вокальный ансамбль из 14 мужских голосов. Ломакин перекладывал специально для этого состава множество хоровых произведений. Несмотря на преклонный возраст, он снова зажил полной творческой жизнью. Слаженный Ломакиным ансамбль был доведен им до совершенства, и своеобразный хор из 14 человек буквально покорял своим звучанием.

Резкое ухудшение здоровья вынудило Ломакина прекратить работу с хором. В последние годы жизни со свойственным ему энтузиазмом он принялся за композиторский труд. Долгое время произведения его не видели света, и только с назначением в 1883 году графа С.Д. Шереметева начальником Придворной капеллы, а М.А. Балакирева управляющим капеллой перед Ломакиным открылись возможности издания своих сочинений. Доработке, исправлению, чтению корректур отдал он свои последние, угасающие силы.

Ломакиным созданы «Краткая метода пения» и «Руководство к обучению пению в народных школах». Это руководство представляет одну из первых попыток систематизации основных вопросов обучения нотной грамоте и пению. Работа является обобщением длительного педагогического опыта Ломакина. Все изложенное в ней, как пишет автор во введении к руководству, «было уже применяемо к делу в продолжение многих лет и постоянно производило успешное действие на развитие понятий и способностей как малолетних, так и взрослых учеников, нисколько не подготовленных к пониманию музыки». «Руководство» Ломакина во многом не потеряло своей ценности и до сих пор.

Г.Я. Ломакин и воспитанная им капелла вошли в историю хоровой культуры России как одна из блестящих ее страниц.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Что представляет собой учение о «сыновней почтительности»
Средоточием культа становится принцип «сыновней почтительности» — сяо. Его суть заключена в максиме, обладающей свойством императива: «Служить родителям согласно установлениям ли, похоронить их, соблюдая установления ли, и приносить им же ...

Внутренние противоречия в культуре Ренессанса
Культура эпохи Возрождения славится поразительным обилием ярких талантов, множеством достижений в разных областях творчества, шедеврами искусства и литературы, которые принадлежат к наивысшим созданиям человечества. Тесно связанная с обще ...

Изображения литургического характера
Это те, которые представляют совершение церковных таинств или указывают на них лишь символически. Сюда относится изображение рыбы - это один из наиболее распространенных символов первых веков. Принятию христианами этого символа, конечн ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru