Карнавальный натурализм

Великая культура » Эстетические учения и искусство эпохи Средневековья » Карнавальный натурализм

Карнавальный натурализм как художественное направление искусства Средневековья выражает народную смеховую культуру, несущую идею вселенского обновления. Комедийно – праздничная, неофициальная жизнь общества – карнавал - несет радостное жизнеутверждение. Карнавальный натурализм как период разрядки всеобщей борьбы добра и зла встраивался в общий исторический процесс.

Карнавальный натурализм имеет глубоко уходящие в прошлое истоки и далеко устремленные в будущее следствия. Истоки – веселые древнегреческие дионисийские празднества, древнеримские сатурналии. Римские сатурналии на время возвращали народ к легендарному «золотому веку» - царству безудержного веселья. Это были дни буйства жизненных сил, рвущихся из оков складывающейся официальной идеологии. Народный смех, утверждающий радость бытия, оттеняя официальное мировосприятие, звучал в Риме в ритуалах, предполагавший одновременно и прославление, и осмеяние победителя, оплакивание, возвеличение и осмеяние покойника.

Все это составило традицию, на которую опирался средневековый карнавальный натурализм. Народный радостный смех звучал и на карнавалах, и в комедийных процессиях, и на праздниках «дураков» и «ослов», и в пародийных произведениях, и в стихии фривольно-площадной речи, и в остротах и выходках шутов, и в быту на пирушках с их бобовыми королями и королевами «для смеха». Все это составляло целый пласт художественной культуры Средневековья.

Карнавал носит вселенский характер, это особое художественно – эстетическое состояние мира, которому все причастны. Карнавал – это жизнь, ставшая искусством. Карнавальный смех, уравнивая всех, руша иерархические, имущественные, сословные, возрастные перегородки, создавал временный мир всечеловеческого братства, свободы и равенства. Карнавал был комедийным праздничным прообразом истинно человеческого счастливого мира. Карнавал был не официальным праздником, на котором человек временно освобождался от господствующих обычаев и существующего строя отношений, их иерархия, как и привилегии, нормы, запреты временно отменялись.

Шут – положительный герой карнавала и его высший полномочный представитель в повседневности. Шут – комедийный актер – импровизатор, для которых сцена – весь мир, а комедийное действие – сама жизнь.

Из анализа, данного М. Бахтиным следует:

карнавальный смех – это всенародный, праздничный смех;

он универсален, то есть направлен на все и на всех (в том числе и на самих смеющихся): мироздание предстает в своем смеховом аспекте, в своей веселой относительности;

этот смех веселый, ликующий, насмешливый, высмеивающий, он отрицает и утверждает, казнит и воскрешает, хранит и возрождает;

народ ощущает себя частью целого меняющегося мира. Он тоже незавершен, тоже, умирая, рождается. В этом отличие смеха карнавального от сатиры. Сатирик знает только отрицающий смех и ставит себя вне осмеивающего явления – этим разрушается целостность смехового аспекта мира, осмеиваемое становится частным явлением;

карнавальный смех преобразует мир на его собственной естественной основе. Он развязывает естественную стихию жизни для творения ее новых форм;

Карнавальный натурализм – целый пласт средневековой художественной культуры. Он несет радостную концепцию мира, отличающуюся от концепции и сакрального символизма, и рыцарского романтизма.

Другая информация:

Культура и цивилизация
В ХVIII веке понятие "цивилизация" означало "разумность", научность, гражданственность, справедливость. Термин "цивилизация" так же, как и "культура" латинского происхождения. В любом случае разные ...

Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке
История собрания Фонда Гуггенхайма началась в 1919 году, когда пятидесятивосьмилетний угольный магнат и золотопромышленник Соломон Гуггенхайм решил оставить сверхприбыльный бизнес и всерьез заняться коллекционированием произведений соврем ...

Концепция культурно-исторических типов
В определенном смысле эта концепция противоположна эволюционистской, поскольку разные культуры, точнее разные типы культурного сознания, рассматриваются в этом направлении не как этапы развития и усложнения единой культуры, а как сущностн ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.jaton.ru