Карнавальный натурализм

Великая культура » Эстетические учения и искусство эпохи Средневековья » Карнавальный натурализм

Карнавальный натурализм как художественное направление искусства Средневековья выражает народную смеховую культуру, несущую идею вселенского обновления. Комедийно – праздничная, неофициальная жизнь общества – карнавал - несет радостное жизнеутверждение. Карнавальный натурализм как период разрядки всеобщей борьбы добра и зла встраивался в общий исторический процесс.

Карнавальный натурализм имеет глубоко уходящие в прошлое истоки и далеко устремленные в будущее следствия. Истоки – веселые древнегреческие дионисийские празднества, древнеримские сатурналии. Римские сатурналии на время возвращали народ к легендарному «золотому веку» - царству безудержного веселья. Это были дни буйства жизненных сил, рвущихся из оков складывающейся официальной идеологии. Народный смех, утверждающий радость бытия, оттеняя официальное мировосприятие, звучал в Риме в ритуалах, предполагавший одновременно и прославление, и осмеяние победителя, оплакивание, возвеличение и осмеяние покойника.

Все это составило традицию, на которую опирался средневековый карнавальный натурализм. Народный радостный смех звучал и на карнавалах, и в комедийных процессиях, и на праздниках «дураков» и «ослов», и в пародийных произведениях, и в стихии фривольно-площадной речи, и в остротах и выходках шутов, и в быту на пирушках с их бобовыми королями и королевами «для смеха». Все это составляло целый пласт художественной культуры Средневековья.

Карнавал носит вселенский характер, это особое художественно – эстетическое состояние мира, которому все причастны. Карнавал – это жизнь, ставшая искусством. Карнавальный смех, уравнивая всех, руша иерархические, имущественные, сословные, возрастные перегородки, создавал временный мир всечеловеческого братства, свободы и равенства. Карнавал был комедийным праздничным прообразом истинно человеческого счастливого мира. Карнавал был не официальным праздником, на котором человек временно освобождался от господствующих обычаев и существующего строя отношений, их иерархия, как и привилегии, нормы, запреты временно отменялись.

Шут – положительный герой карнавала и его высший полномочный представитель в повседневности. Шут – комедийный актер – импровизатор, для которых сцена – весь мир, а комедийное действие – сама жизнь.

Из анализа, данного М. Бахтиным следует:

карнавальный смех – это всенародный, праздничный смех;

он универсален, то есть направлен на все и на всех (в том числе и на самих смеющихся): мироздание предстает в своем смеховом аспекте, в своей веселой относительности;

этот смех веселый, ликующий, насмешливый, высмеивающий, он отрицает и утверждает, казнит и воскрешает, хранит и возрождает;

народ ощущает себя частью целого меняющегося мира. Он тоже незавершен, тоже, умирая, рождается. В этом отличие смеха карнавального от сатиры. Сатирик знает только отрицающий смех и ставит себя вне осмеивающего явления – этим разрушается целостность смехового аспекта мира, осмеиваемое становится частным явлением;

карнавальный смех преобразует мир на его собственной естественной основе. Он развязывает естественную стихию жизни для творения ее новых форм;

Карнавальный натурализм – целый пласт средневековой художественной культуры. Он несет радостную концепцию мира, отличающуюся от концепции и сакрального символизма, и рыцарского романтизма.

Другая информация:

Советский период развития культуры России и современная социокультурная ситуация
Значительная часть населения России, потеряв веру в царя и доверие к церкви, сделала своей религией большевизм и совершила революцию. Цена революции для России и русской культуры весьма высока. Многие творцы культуры вынуждены были покину ...

Техника зрелого возраста
В первую очередь выделяются техники сна и бодрствования. В различных социумах и условиях люди отходят ко сну по-разному. С наступлением темноты, или в другое время, лежа или сидя, на подушках или других предметах, укрывшись или нет, согн ...

Автоматическая вежливость
Японцы вежливы всегда, даже когда они вовсе не подразумевают быть вежливыми. Такова традиция. Язык и культура Японии практически исключают возможность быть невежливым. Когда шофер такси что‑то проорал другому таксисту, врезавшемуся ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2017 - All Rights Reserved - www.jaton.ru