Для Средневековья Бог – мудрость, благо и высшая красота; красота мира и человека объясняется Богом.
Эстетика этой эпохи связана с теологией. Тертуллиан (конец II в.н.э. – 230 г.) отрицает искусство (христианская реакция на античное, языческое искусство). Он порицает театральные зрелища за притворство, что вызывало гонения на игрища и «бесовские песни».
Принципы средневековой поэтики: правдоподобие, иносказание, аллегория, символичность образов, акцент на изображении чудесного, сверхъестественного, потустороннего. Л. Фейербах, отмечает, что в отличии от образов религии произведения искусства не требуют признания своих образов за реальность. Признание образов средневекового искусства за реальность диктовалось эстетическим принципом правдоподобия и религией (события жизни Христа – события всемирно - исторические).
Средневековая поэтика строила и трактовала произведения в четырех смыслах:
1.) грамматическом, или буквальном;
2.) аллегорическом;
3.) моральном;
4.) анагогическом.
В Средние века церковь оказывает определяющее влияние на искусство. Личность устремлена к горнему, неземному, возвышенному. Этому наиболее полно соответствует соборная архитектура и иконопись. Архитектура обеспечивается материально-техническими средствами, развитие ее стимулируется.
Средневековая культура богата и многообразна и не оправдывает родившегося в возражденческой и просветительской полемике с ней представления «о десяти веках мрака». Д. Чижевский сетовал, что эстетика не обозначила художественные направления средневекового искусства.
Художественная концепция в эпоху Средних веков включает в себя три художественные направления:
1. рыцарский романтизм;
2. сакральный аллегоризм;
3. карнавальный натурализм.
Художественные направления средневекового искусства объединяют создавшая их историческая реальность и единое духовное основание – христианская идеология.
Другая информация:
Этторе Соттсасс
Яркая история стиля «Мемфис» началась с человека по имени Этторе Соттсасс.
Этторе Соттсасс родился в Инсбруке (Австрия) в 1917 году в семье архитектора Соттсасса – старшего. Затем он изучал архитектуру в Туринском политехническом институ ...
Эстетические проблемы живописи Старого Китая
Ключом к пониманию эстетических проблем искусства Китая является осознание дуалистического характера китайского эстетического мышления. В своей работе Е.В. Завадская глубоко и всесторонне рассматривает все аспекты традиционной китайской ...
Архитектура
Крупнейшим центром зодчества в Германии в первой половине XIX в. был Берлин. Развитие немецкой архитектурной школы этого периода во многом определило творчество двух мастеров — К. Ф. Шинкеля и Ф. К. Л. фон Кленце.
Карл Фридрих Шинкель (1 ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII