Расцвет каслинского художественного литья

Великая культура » Каслинское и кусинское литье » Расцвет каслинского художественного литья

Страница 3

Как бы ни были замечательны сюжетные произведения, портреты, статуэтки каслинского литья, выполненные по моделям известных скульпторов и народных мастеров, они не могут, однако, исчерпать всего многообразия чугунного литья.

Говоря о нем, нельзя забывать бытовое литье, предназначенное не только для украшения быта, но и для практического использования в житейском обиходе. Пепельницы, коробочки, подсвечники, вазы и другие предметы, которые часто встречаешь в квартирах - все это произведения искусства, в них много своеобразной прелести, выдумки, блестящего технического совершенства.

Некоторую часть чернильниц, подсвечников, пепельниц и т.д. необходимо выделить из общей массы бытового литья и рассмотреть отдельно. Это следует сделать, прежде всего потому, что в них в значительной степени усиливаются демократические мотивы. Они более реалистичны и жизненны. Другая отличительная черта подобных изделий - возросшая роль в них объемной скульптуры. Вот почему они подчас занимают промежуточное место между вещами утилитарного назначения и самостоятельными композициями, статуэтками. Они подкупают разнообразным использованием и круглой скульптуры, и сквозного ажура, и рельефа.

В Каслях, как и на ряде других уральских заводов, выпускалось немало чугунного архитектурного литья. Каслинский завод и по количеству и по качеству этой продукции занял одно из центральных мест в России.

Широкое применение в строительстве, особенно на Урале, нашли разнообразные чугунные колонны

Большой спрос у населения находили чугунные дверки для печей, плит и т.д. При всей, казалось бы, прозаичности подобных изделий Каслинский завод сумел придать им черты настоящих произведений искусства, сохраняя высокий уровень своей художественной культуры. Часто использовались для украшения печных дверок мотивы рельефов высокого классицизма: маски львов, щиты, связки ликторских копий, характерный цветочный орнамент этой эпохи и т.д. Все это явилось своеобразным откликом каслинского литья на увлечение архитектурой классики, которое проявилось в русском зодчестве начала XX столетия.

Наряду с плитами, колоннами и печными дверками один из важнейших разделов каслинского литья составляли камины. По декоративному оформлению камины отличались редким богатством выдумки, неистощимостью фантазии художников. Они выпускались в Каслях и сравнительно небольших размеров, и массивные, со сложным украшением. Часто использовались пышные орнаменты барокко и изящно вычурного рококо.

Перед каслинскими каминами обычно устанавливались художественно оформленные подставки для каминных щипцов, кочерги и других предметов. В зависимости от форм камина менялись и подставок представляя иногда собою сюжетно-декоративную группу.

Одним из излюбленных мотивов часто повторяющимся и варьирующимся, был мотив: пересекающихся кругов. В верхней и нижней части решетки вился меандр, а центральная лента была заполнена пересекающимися чугунными кругами, как бы закрепленными в мест пересечения розетками.

Каслинские решетки опоясывали сады, разросшиеся парки. Для парков и садов отливались также вазы больших размеров. Значительная часть их напоминает традиционные формы "мейичи", которые лежали и в основе мраморных, малахитовых, лазуритовых ваз. Часто, например, на вазе давалось рельефное изображение растительного орнамента, маски льва и т.д.

Особого упоминания заслуживает чугунный правильно изготовленный для Всемирной выставке 1900 г. в Париже. Однако этот павильон для Парижской выставки был не первым в истории каслинского искусства. На заводе хранятся фотографии чугунного павильона, отлитого ранее для Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году. Насколько можно судить по фотографиям, нижегородский павильон - это большое, сложное сооружение, состоящее из значительного числа красивых, отдельно отлитых деталей. Автором эскиза его был архитектор А.И. Ширшев.

Каслинский павильон 1900 года представлял собою новый шаг вперед. Он был отлит из большого числа деталей, которые собирались при помощи винтов на заранее установленном каркасе. Стены его были то ажурными, то украшались барельефами с изображением сказочных птиц, различных фантастических орнаментов, древних парусных кораблей. Под ажурные узоры был подведен цветной бархат.

Сюжеты рельефов, мотивы узорчатого орнамента были заимствованы из искусства Византии и древней Руси - здесь и типичные орнаментальные плетенки, и драконы, и т.д.

Велико было количество и мелких деталей, накладывавшихся на собранные уже стены павильона. Но неся декоративную службу, детали павильона имеют и вполне самостоятельное сюжетное и смысловое значение.

Детали для павильона отливались и в 1898 и в 1899 годах. Над ними работали лучшие мастера завода. В. Кузнецов формовал круглые колонны, покрытые плетеным узором, В. Тимофеев - маленькие рельефные медальончики, А. Мочалин и Н. Тепляков - рельеф, изображающий орла среди растительного орнамента. Тот же А. Мочалин формовал и ажурный бордюр, идущий по самому верху павильона; Н. Тепляков и О. Самолин - сложный горельеф с изображением вещих птиц, Н. Тепляков - ажурный рельеф плывущего корабля и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Совершенствование форм хореографии
А) В конце XIX века был создан exercice характерного танца. В его основе лежал exercice классического танца. Это позволило при постановках характерного танца широко использовать законы хореографического тематизма. Вообще XIX век характере ...

Современное состояние риторики
Нельзя сказать, чтобы рост интереса к риторике, присущий нашему времени, не имел социальных корней. Ведь на протяжении веков Европу терзали религиозные, гражданские и межнациональные войны. Но после разгрома нацизма почти полвека на ее те ...

Литература
Литература западноевропейского Средневековья весьма разнообразна и по жанрам, и по имеющимся в ней течениям и направлениям. Всю эту литературу можно условно поделить на литературу на национальных языках и на латыни. К литературе на национ ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.jaton.ru