Расцвет каслинского художественного литья

Великая культура » Каслинское и кусинское литье » Расцвет каслинского художественного литья

Страница 1

Можно с уверенностью сказать: семидесятые годы были временем расцвета нового вида продукции, утверждающей свое первенство среди множества предметов бытового назначения, которые уже в шестидесятые годы принесли заводу широкую известность.

Среди кумганов трех видов, катков, малых и больших сковородок, вьюшек, задвижек, противней, кастрюль, азиатских чаш и других изделий заметное место занимали самые разные художественные статуэтки весом всего по одному фунту, а то и меньше - предметы, большинство из которых войдет в число непременных наименований заводской продукции на долгие годы.

Успех, сопровождавший появление художественных чугунных вещей, оказался для владельцев и управителей Каслинским заводом палкой о двух концах. Спрос на рынках сбыта, широкое признание художественных отливок из чугуна неожиданно породили новые проблемы, решить которые оказалось непросто.

Как известно, Каслинский чугуноплавильный и железоделательный завод был построен для переделки выплавляемого чугуна на сортовое железо. Массовое производство изделий литья, главным образом, различной посуды, идущей на продажу, как было сказано выше, началось в середине 40-х гг. для чего и была построена первая вагранка. В 1852 году введена в строй вторая, а в 1861-м - третья. Однако позднее производство бытовых изделий на заводе несколько сократилось, и к 1876 году чугун для художественных кабинетных вещей выплавляли только две печи.

Художественное литье в общем количестве продукции занимает в это время небольшой удельный вес. В печатных источниках тех лет можно встретить тревожные размышления о том, что из-за финансовых соображений невозможно расширить их ассортимент. Окупались изделия из чугуна только в так называемой русской посуде и всевозможных предметах обихода. Другие же отливки вызывали особое отлаживание производства, требовали дополнительных затрат и усовершенствований, что их удорожало. И хозяева Каслинского завода предпочитали не рисковать. Опасаясь конкуренции на ярмарках, они старались продать свою продукцию на месте и выпускали наверняка, ту, что оправдывала расходы на производство.

Большую роль в истории каслинского художественного чугунного литья сыграл скульптор Михаил Денисович Канаев (1830-1880 гг.). Увлеченный перспективами, которые открывало перед ним чугунное литье, полюбив этот новый для него вид искусства, он согласился принять место заводского скульптора.

Приехав в 1876 г. в Касли, М.Д. Канаев оживляет работу по выпуску фигурного литья, мечтая поднять его на более высокий художественный уровень.

Он обращает внимание прежде всего на работу мастеров, стремится пробудить в них художников, привить им сознательное, творческое отношение к воспроизводимым в чугуне произведениям искусства. Скульптор организует при заводе школу, в которой обучает мастеровых лепке и формовке. Но М.Д. Канаев обращает внимание не только на искусство и точность формовки, но и на тщательность чеканки. С целью поднять ее качество он добивается приглашения из знаменитого своей гравюрой на стали Златоуста двух мастеров чеканки, которые стали учителями каслинских чеканщиков. Произошло удивительно удачное слияние двух видов уральского искусства - чугунного литья и гравюры на стали, которое не могло не повлиять благотворно на дальнейшую судьбу каслинского искусства.

Жанровые сюжеты проникают теперь у Канаева и в произведения, имеющие практическое назначение. Так, на смену подсвечнику "Вакханка у дерева" приходит настольный канделябр "Мальчик, играющий в снежки". Такая демократизация сюжета весьма знаменательна не только для самого Канаева, но и для всего каслинского литья.

Вслед за М.Д. Канаевым в Касли прибыл молодой талантливый скульптор, академик Николай Романович Бах (1853-1885).

Приехав в Касли, Н.Р. Бах застал там почву, уже подготовленную Канаевым для дальнейшего развития художественного литья. Он не разрушил того, что ему было оставлено в наследство, а, напротив, заботливо сохранил, приложив все силы к его дальнейшему всемерному Так же, как и Канаев, Бах стремится укрепить связи каслинского литья с русской скульптурой. Продолжая дело, начатое Канаевым, Бах также руководит заводской художественной школой, передавая каслинским мастерам свое знание скульптуры, обучая их формовке и лепке.

Скульптор выполняет модели чернильниц, пресс-папье, подсвечников, которые до сих пор выпускаются заводом и пользуются популярностью. Они мало чем напоминают прежние его работы: в них больше естественности, метких наблюдений. Они характеризуют Баха как интересного скульптора-анималиста. Характерной особенностью произведений Баха является то, что они показывают животных и птиц в обстановке глухого леса, передают целые сцены их жизни.

М. Канаев и Н. Бах сделали чрезвычайно много для того, чтобы установить постоянные связи между Каслями и русскими скульпторами, стремились привлечь выдающихся русских ваятелей к. созданию моделей для чугунного литья.

Вообще процесс становления и развития Каслинского литья шел как бы в двух направлениях. Первое из них - это сам завод с его службами и производственным литейным участком. Второе - коллекционерская деятельность заводовладельцев в Санкт-Петербурге. Скульптура малых форм в бронзе, фарфоре, гипсе покупалась в антикварных магазинах Санкт-Петербурга. Причем выкупались как правило работы иностранных скульпторов XVIII - первой половины XIX веков. Они составляли 30-35% моделей Каслинского завода. Среди них особое место занимали художественные отливки из чугуна и бронзы первой половины XIX века Берлинского и Глейвицкого литейных заводов.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Искусство древнего Двуречья
Искусство Двуречья широко представлено сохранившимися экспонатами. Наиболее интересны фрески из древних дворцов, до наших дней сохранилось большое количество фигурок, статуэток людей, ювелирных украшений. Подразделяя историю Двуречья на ...

Правила застолья
В эпоху Возрождения еще большее, чем прежде, значение приобретали не только кухня, но и само застолье: сервировка стола, порядок подачи блюд, правила поведения за столом, манеры, застольные развлечения, общение. Столовая посуда обогатила ...

Особенности гуманизма в Нидерландах
Развитие культуры в Нидерландах XV-XVI вв. отличалось значительным своеобразием. Процессы, характерные и для других стран Западной Европы, осложнялись здесь резкими переменами в исторической обстановке, особенно чувствительными для культу ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.jaton.ru