В середине I тыс. до н.э. в Китае зародились основные философско-религиозные системы, на многие столетия определившие жизнь страны. Наиболее важными были конфуцианство и даосизм.
Конфуций - основатель национальной религии Китая. Основателем конфуцианства был проповедник Кун Фу-Цзы, известный в европейской транскрипции как Конфуций. Он родился 27 августа 551 г до н.э. в пещере глинистого холма, обладавшего в глазах людей магической силой, —родители Конфуция отправились туда совершать молебен. Когда мальчику было два года, его 68-летний отец скончался. Молодая мать воспитывала ребенка одна, и их материальное положение оставалось трудным. Однако Конфуций рос здоровым, способным и жизнерадостным ребенком. Уже в детстве он обнаружил тягу к знаниям, хорошо разбирался в различных церемониях, особенно траурных, с уважением и любовью относился к старшим, родителям, предкам. К тридцати годам он освоил достижения древнекитайской письменной культуры, что позволило ему обобщить их и систематизировать, дополнив собственными трудами. Таким образом, он был первым собирателем китайского священного предания Он записал старинные обычаи, зафиксировал нормы поведения, принципы этики, морали, нравственности, но делал это не просто как исследователь, а как проповедник
— желая восстановить стародавние порядки. Себя он называл не обновителем, а почитателем старинной мудрости.
Книги, составленные Конфуцием и его последователями, уже в древности считались священными и были объявлены единственным источником мудрости и знания. Кандидат на чиновничью должность обязан был сдать экзамен на знание конфуцианской литературы; для этого классические каноны заучивали наизусть.
Этика конфуцианства Главное внимание Конфуция было уделено вопросам нравственным, этическим. Проблемы собственно религии или мироздания его не особенно интересовали. Если человек еще не знает жизни, стоит ли стремиться познавать смерть? И если человек еще не познал себя, надо ли стараться постичь духов? — говорил Учитель Кун.
Человека он изображал не таким, каким видел в реальности, а таким, каким хотел его видеть —идеальным, воплощением всевозможных добродетелей. Идеальный человек — сама мудрость, он всей душой предан науке, всегда полный набожности, искренности и смирения, кроткий и справедливый; даже наедине с самим собой и не оставляют мысли о самосовершенствовании. Основополагающими добродетелями человека Конфуций считал преданность, верность, послушание и почитание родителей и старших. Не случайно главная заповедь, данная Конфуцием, звучала так: «почитание родителей и уважение к старшим являются сущностью жизни» Сын должен повиноваться воле родителей при жизни — всегда во всем, в том числе в выборе профессии и жены; он должен приносить им жертвы после их смерти.
Абсолютное, беспрекословное подчинение требовалось также от женщины.
Конфуций учил, что каждый человек должен занимать то место в мире и обществе, которое назначено ему его судьбой. Он утверждал, что это есть закон природы, и что сама общественная структура, равно как и структура всего мира, заранее предопределена, вечна и неизменна. Поэтому первоочередной долг любого человека состоит в том, чтобы добросовестно исполнять возложенные на него обязанности. Государство тогда благоденствует, когда все находятся на своих местах и соответствуют им: министр правит, а пахарь возделывает землю.
В своем учении Конфуций исходил из того, что человек по своей природе более расположен к правде и добру, нежели ко лжи и злу. Он верил в действенность нравственной проповеди и порицал тех, кто стремился построить общество не на гуманности и добровольном подчинении, а на страхе и насилии.
Высшая цель добродетели, по мнению Конфуция, заключается в достижении мира и счастья в стране.
Конфуций подчеркивал практическую целесообразность именно нравственного авторитета правительства: «если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать». Необходимым элементом государственного управления он также считал вежливость — если ее не будет, то не будет и правил управления. Выполнение же правил он расценивал как признак «высоконравственного правления».
Рассуждая о государстве, он выделил два социальных слоя: Управляющие и управляемые.
Управляющие — «благородные чиновники» и «мудрые мужи» — в своих поступках проявляют чувство самоуважения, ответственности, доброты и справедливости. Такие люди высоконравственны.
Другая информация:
Каратэ
Гитин Фунакоси родился в 1869 г. С детства он занимался местными видами борьбы, известными под названием окинава-тэ. Систематизировав и усовершенствовав местные единоборства с привлечением китайского боевого опыта, Фунакоси создал свой со ...
Кандинский о сущности произведения искусства
Всякое произведение искусства есть дитя своего времени, часто оно и мать наших чувств. Так каждый культурный период создает свое собственное искусство, которое не может быть повторено. Стремление вдохнуть жизнь в художественные принципы п ...
Русский рок
Первые советские рок-группы появились ещё в середине 1960-х на волне битломании. Одной из первых рок-групп, которая стала петь на русском языке, стала группа "Оловянные Солдатики", которые можно услышать, например, в мультфильме ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII