Специфические особенности художественных образов заговоров

Великая культура » Классификация литературных образов » Специфические особенности художественных образов заговоров

Страница 1

В настоящей работе под термином " миф" (от греч. mythos – "повествование") понимается "создание коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслится первобытным сознанием вполне реальным". Предмет мифа обладает общезначимостью, он имеет касательство к фундаментальным началам бытия: природе как целому, жизни племен, народов, человечества, вселенной. Смысл мифа (выражаемая им концепция, идея) переживается теми, для кого он существует, как нечто истинное, не подлежащее сомнению и аналитическому рассмотрению. Форма мифа является гибкой, податливой, свободно меняющейся и варьирующейся.

Одним из богатейших и единственных источников разнообразных мифических представлений является Слово. А в заговоре Слово имеет первостепенное значение. Следовательно, для восстановления мифологической основы заговорных образов необходимо обратиться к истории языка.

Начала человек примечал знакомые ему предметы, запоминал впечатления связанное с ним, а потом уже давал опоэтизированное название или обозначение. Вначале народ ещё удерживал сознание о тождестве созданных поэтических образов с явлениями природы, но впоследствии сознание всё более ослабевало. В конце концов, мифические представления отделялись от стихийных основ и воспринимались как нечто особое, независимо от них существующее.

Теперь довольно сложно восстановить праоснову того или иного слова, обозначающее явление или предмет. Но, зная, что художественный образ является отпечатком архаического сознания, то начинаешь рассматривать их по новым углом зрения.

Очень часто в заговоре упоминается остров Буян, находящийся далеко за морем. Ему придаются фантастические черты потустороннего мира. Данный остров является местом пребывания мифологических персонажей, а также Святых. Например: " Есть море Окиан, в том море Окиане есть белый камень Латырь, высота 60 сажень. На том камени Латыре стоит хрустальный трем, в том хрустальном терему стоит золотой стул, на том стуле сидит красная девица, подпоясалась золотым поясом, подперлась золотым посохом…".

Слово "Буян" производное от слово ′буй′ (буевой остров), является синонимом слова ′яр′. Глагол ′буять′ обозначает ′вырастать′, ′нежиться′. Прилагательное ′буйный′ используется в речевой практике при характеристике нивы, луга, леса. " Остров Буян" является поэтическим названием весеннего неба. На этом острове сосредоточенны все могучие силы весенних гроз, все мифические олицетворения громов, ветров, бури.

В вышеприведенном фрагменте заговорного текста упоминается камень Латырь (или Алатырь). Это камень "всем камнем отец", пуп земли, наделенный сакральными и целебными свойствами. По известной легенде, он упал с неба, а на нем были начертаны письмена с законами бога Сварога. Под ним сосредоточивается вся сила земли Русской, и той силе нет конца. Поэтому очень часто встречается в лечебных и защитных заговорах.

По звуковому облику слово " алатырь" ассоциируется с алтарем. По древнейшим представлениям алтарь всегда располагался в центре мира, посреди Океана, на нем находилось либо трон, либо мировое древо; из-под него растекались по всему миру целебные реки и т.д. Алатырь-камень - это метафора ясного весеннего солнца. Часто при употреблении данного слова встречается эпитет "бел-горюч", что подчеркивает его особенности (он плавает по воздушному океану-небу).

В заговорных текстах, помимо Океана и чудо-камня, упоминается древо (дерево). К примеру, " …На море на Океане, на острове Буяне, на полой поляне, под дубом мокрецким сидит красная девица, а сама-то тоскуется, а сама-то кручиниться". Чаще всего в подобных заговорах упоминается дуб.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru