История этих двух течений, охватывает, грубо говоря, целое столетие, примерно с 1750 по 1850 год. Как ни парадоксально, неоклассицизм с оной стороны считается всего лишь аспектом романтизма, а с другой стороны – течением, ему противостоящим. Трудность состоит в том, что два эти термина так же плохо согласуется друг с другом, как, скажем, «четвероногие» и «плотоядные». Неоклассицизм представляет собой новое возрождение классической античности, он более последователен, чем прежние классические направления и, по крайне мере на первых порах, был связан с идеями эпохи Просвещения. Романтизм же, напротив, не относиться к какому-то определённому стилю, а обозначает скорее образ мыслей, который может выражаться по-всякому, в том числе и в духе классицизма. Поэтому романтизм – гораздо более широкое понятие, и, следовательно, подобрать для него определение значительно труднее. Сложность углубляется ещё и тем, что неоклассицисты и романтики жили в одно и тоже время, а заявили о себе ещё в период расцвета стиля рококо. Так, например, Гойя и Давид родились с разрывом всего в несколько лет, а в Англии ведущие представители рококо, неоклассицизма и романтизма – Рейнольдс, Уэст и Фюзели – во многом разделяли идеи друг друга, хотя при этом решительно отличались по своим позициям и стилю.
Эпоха просвещения.
Если считать, что современная эпоха зародилась во времена американской революции 1776 года и французской революции 1789 года, то надо помнить, что этим катаклизмам предшествовала революция в умах, начавшаяся на полвека раньше. Её знаменосцами стали мыслители эпохи Просвещения в Англии, Франции и Германии – Дэвид Хьюм, Француа-Мария Вольтер, Жан-Жак Руссо, Генрих Гейне и другие – все они провозглашали, что люди в своём поведении должны руководствоваться разумом и стремлением к всеобщему благу, а не традициями и признанными авторитетами. В искусстве, как и в жизни, это рационалистическое течение было направлено против господствующего тогда стиля – изысканного и аристократического рококо. В середине XVIII века призыв вернуться к здравому смыслу, к природе, к морали, означал для искусства возвращение к античности – ведь, если на то пошло, разве не классические философы положили начало культу разума? Первым эту точку зрения сформулировал Иоганн Иоахим Винкельман – немецкий историк и теоретик искусства, провозгласивший знаменитое положение о «благородной простоте и спокойном величии» греческого искусства (в работе «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и культуре», написанной в 1755 году). Однако большинство живописцев очень мало знало об искусстве античности, для них возвращение к классике означало следованию стиля и «академической» теории Пуссена в сочетании с максимальным использованием деталей древней скульптуры, обнаруженной при архилогических раскопках в Геркалонуме и Помпеях.
Другая информация:
Три бессмертных полки одной этажерки
В 1913 году в промежутках между наездами в Петербург Малевич обретался в Кунцево, неподалеку от Немчиновки, где вместе с семьей снимал дачу – это было много дешевле, чем аренда квартиры в Москве. Нехватка денег была хронической. Иногда ср ...
Все определения вокруг искусства
Объект, от латинского objectum - это нечто (умышленно не конкретизируя глубже), на что опирается или ссылается человеческая мысль. При этом не важно, существует ли соответствие пониманий этого объекта у различных индивидуумов и осуществля ...
Бизнес
В мире японского бизнеса старое и новое ведет между собой непрекращающуюся тайную войну. Сегодня основополагающие ценности явно претерпевают изменения, однако послевоенные стереотипы еще очень живучи. Люди – конформисты по сути, организац ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII