На третьем этапе во главу психологическое представление о ведущей роли познавательных (когнитивных) процессов. “Когнитивисты исходят из того, что общей для людей является способность к переработке информации, выражающаяся в когнитивной функции. Эта функция обеспечивается регуляцию отношений индивида с окружением через селективность восприятия, научение, пользование языком и другими формами символической коммуникации”. Чтобы эффективно действовать в культурной среде, человек в сфере познания создаёт представления о самом себе и мире (в когнитивной психологии эти представления описываются на основе понятий “образ тела”, “роль”, ”я”, ”другой”, ”картина мира”, ”план” и др.). С точки зрения когнитивистов, подобные представления используются индивидами как способ репрезентации действительности (т.е. представляют её), позволяя последним принимать решения, ориентироваться в мире, осуществлять ценностные выборы и т.п. При этом культура понимается как социальное и семиотическое условия познавательных процессов. Хотя Когнитивисты, как мы видим, задают свои универсалии человека, одновременно в ряде концепций “принимается допущение о том, что различия в представлениях о мире и определённая степень взаимонепонимания служат поддержанию культурного порядка. С одной стороны, наличие культурных стереотипов освобождает индивидов в ситуациях их использования от необходимости понимать мотивации друг друга”.
Практическая парадигма в психологии имеет своей задачей реализацию преобразовательного отношения. Образ, на который данная психология ориентируется, заимствован из инженерии и техники. Возникновение искусственно-технического отношения к реальности связано с возникновением в повседневной реальности разнообразных разрывов, которые естественным образом не восполняются. Вот почему возникает необходимость в восполняющей деятельности, что и влечет за собой соответствующие практики их ликвидации. Таким образом, в основе практической психологии лежит не исследование психологической реальности, а работа с ней. Из этого не следует полное исключение исследовательского отношения к психологическим данностям, но его переподчинение практике преобразования реальности, контекстуализация практическим отношением в целом.
Практическая парадигма в психологии имеет своей задачей реализацию преобразовательного отношения. Образ, на который данная психология ориентируется, заимствован из инженерии и техники. Возникновение искусственно-технического отношения к реальности связано с возникновением в повседневной реальности разнообразных разрывов, которые естественным образом не восполняются. Вот почему возникает необходимость в восполняющей деятельности, что и влечет за собой соответствующие практики их ликвидации. В качестве прецедентов практической психологии можно назвать психотерапию, педагогическую психологию, психологию аномального развития. Таким образом, в основе практической психологии лежит не исследование психологической реальности, а работа с ней. Из этого не следует полное исключение исследовательского отношения к психологическим данностям, но его переподчинение практике преобразования реальности, контекстуализация практическим отношением в целом.
Другая информация:
Культура Европы ХХ века
Европейская культура ХХ столетия при всей ее противоречивости и многообразии проявлений, способов отношения человека к миру, характеризуется прежде всего своими интеграционными процессами. ХХ в. – это время становления единой общечеловече ...
Сувениры
Важным атрибутом установления доверительных отношений могут быть подарки и сувениры. Согласно японскому этикету, во время первой встречи подарки дарят хозяева, а не гости.
Если подарок исходит от начальника, то его стоимость не должна бы ...
Выбор материалов для свадебного платья
Ткани для свадебных платьев – формоустойчивые, упругие, плотные или имеющие объемные структуру – атлас, тафта, шантунг, жаккардовые, парча и органза – представляют классику жанра.
В «мятом» или «жатом» варианте предлагаются атлас, тафта ...
Культура и ее ценности

Классицизм XVII-XVIII
