Кодекс этики российского библиотекаря и проблема библиотечно-информационного обслуживания

Великая культура » Кодекс этики российского библиотекаря и проблема библиотечно-информационного обслуживания

Страница 1

Известно, что создание профессионального кодекса предполагает высокий уровень профессионального сознания, понимания своей миссии в обществе. Такой уровень сознания возможен только в свободном, демократическом обществе. Где сама профессия развивается свободно. Известно, что в России (СССР) как нигде, библиотечная профессия формировалась под воздействием политических факторов.

Именно они, как отмечал в своих работах историк библиотечного дела В. И. Харламов, заставляли библиотекаря колебаться, определять свою роль то как просветительскую, то как идеологическую, вне зависимости от сущностных функций библиотеки. На процесс формирования профессионального сознания влияла, кроме того, и традиционная невостребованность профессионализма в нашей стране, и особая проницаемость библиотечной профессии для непрофессионалов, чьи позиции, амбиции и т. п. влияли на формирование зрелости самой профессии.

Таким образом, длительное время наше профессиональное библиотечное сообщество не испытывало никакой потребности в профессиональном кодексе этики, так как отношения как с властью, так и с пользователями были жестко определены.

Положение резко изменилось в последнее десятилетие, когда привычные схемы распались и библиотека, испытав сначала шок от того, что привычная почва уходила из-под ног, начала искать свое место в новой ситуации. Сказалось и техническое перевооружение профессии: библиотечное дело постепенно компьютеризируется, в связи с чем появились новые проблемы не только технического, но и гуманитарного характера.

Совокупность этических взаимоотношений, в которые вступает библиотечный работник, описанные в «Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря» можно выразить следующим образом:

Библиотекарь — Социум;

Библиотекарь — Пользователь;

Библиотекарь — Коллеги, Учреждение;

Библиотекарь — Я сам.

Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации (4 ежегодная сессия) 22 апреля 1999 года

Библиотекарь:

обеспечивает высокое качество и комфортность услуг, их доступность и разнообразие всем желающим через использование возможностей своего учреждения, а также привлечение других библиотечных ресурсов;

рассматривает свободный доступ к информации как неотъемлемое право личности;

противостоит ограничению доступа к библиотечным материалам и не допускает самовольного изъятия и необоснованного отказа (цензуры) на запрашиваемые документы;

не несёт ответственности за последствия использования информации или документа, полученного в библиотеке;

строит свои отношения с пользователями на основе уважения к личности и её информационным потребностям;

охраняет конфиденциальность данных об информационной деятельности пользователя (за исключением случаев, которые предусмотрены законодательством);

признаёт авторские права на интеллектуальную собственность;

стремится к профессиональному совершенствованию, повышению уровня профессионального образования и компетентности;

уважает знания коллег и охотно передаёт свои знания, видя в этом важнейшее условие развития профессии;

относится с уважением ко всем коллегам, защищает их права, если они не противоречат этическим нормам и способствуют авторитету профессии;

заботится о высоком общественном статусе своей профессии, стремится показать социальную роль библиотеки, укрепить её репутацию.

Работа над "Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря" потребовала, прежде всего, изучить уже имеющиеся наработки: в области библиотечного дела за рубежом; в других профессиональных сферах, а также изучить специфику профессионального сознания и представления об этических и этикетных нормах российских библиотекарей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Конфуцианско-даосистская картина мира
Религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная роль духовенства. Чаще всего ученые выполняли важнейшие функции жрецов в честь Неба - высшей всеобщности, абстрактной и холодной, безразличной к человеку. Именно они были ...

Искусство Возрождения в Италии
Изменяется политическая жизнь во Флоренции, Милане, Сиене. Власть в руках купцов и ремесленников. Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем на протяжении ...

Русская культура эпохи Средневековья
Начальный период русской и украинской культуры своими истоками уходит в глубь веков, когда наши предки восточные славяне, жили родоплеменным строем, исповедовали многобожие. Его хронологические рамки размыты: нижняя грань может датировать ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.jaton.ru