Обслуживание – это видимая часть айсберга, та деятельность, по результатам которой пользователи судят об необходимости, полезности для них библиотеки или информационной службы. Вся остальная деятельность (комплектование СИФ, ведение СПА и др.) остаётся скрытой от глаз пользователей и воспринимается ими как вспомогательная, а порой, даже как второстепенная [4, с.13].
Главным постулатом обслуживания, во всём мире принято считать, лаконично и выразительно сформулированным японским библиотекарем М. Катоги, стало: «создание системы, позволяющей любому лицу получить в любое время и в любом месте отечественные и иностранные документы и библиографическую информацию о них» [5, с.24].
От удовлетворения обслуживанием зависят дальнейшие отношения между библиотекой и представителями различных целевых групп: станет ли случайный посетитель постоянным читателем данной библиотеки или отдаст предпочтение альтернативным источникам удовлетворения информационных потребностей; будет ли руководство предприятия считать нужным инвестирование в информационную службу или примет решение о её сокращении.
Для современного этапа развития характерна тенденция ориентации на решение проблем повышения качества обслуживания. В связи с этим расширяются исследования образа библиотеки в общественном сознании, ее социальной востребованности и престижа. Чтобы успешно действовать в будущем, библиотека должна «вновь обрести себя», обновить организационную структуру, повысить квалификацию кадров, улучшить имидж, наладить партнерство с другими структурами. При этом упор делается на изучение коммуникативного пространства библиотеки, формирующегося в ходе реализации коммуникационной политики — целенаправленной деятельности организации по установлению и поддержанию благоприятных деловых отношений с пользователями и с собственным персоналом. Ибо создание внутренних коммуникаций является непременным условием формирования организационной культуры, которая не только отличает одну организацию от другой, но и предопределяет успех ее функционирования и выживания.
В качестве конечной цели библиотечно-информационного обслуживания выступает содействие удовлетворению информационных потребностей членов общества. Известный немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920) обратил внимание на то, что главным в социальной жизни является "ожидание", т. е. ориентация на ответную реакцию [5, с.24]. Так, приходя в магазин, мы ожидаем, что сможем сделать там необходимые покупки; обращаясь в библиотеку, пользователь ожидает, что получит необходимую информацию.
Библиотекарь должен знать ожидания пользователя. Если пользователь рассчитывает получить книгу, справку, а оказывается, что нужной книги или сведений нет, при этом библиотекарь нагрубил, пользователь задает вопрос, зачем нужна такая библиотека.
Не обмануть ожиданий пользователя, удовлетворить его информационные потребности, сделать доступной для него информацию — в этом заключается одна из важнейших социальных функций библиотек. Эта функция осуществляется библиотекой путем обслуживания, предоставления услуг
При невыполнении какой-либо из услуг библиотек, появляется проблема библиотечно-информационного обслуживания пользователей.
Библиотеки остаются, сегодня единственным открытым, доступным учреждением, где образовательные и самообразовательные потребности человека могут быть удовлетворены бесплатно. Особенно этот вопрос становится важным в связи с социальным расслоением общества. И не случайно, большую часть читателей составляют люди не самого высокого достатка: учащиеся, бюджетники и пенсионеры. Однако, некоторые современные библиотеки, слишком активно сегодня включились в предоставление платных услуг, забывая при этом своё бесплатное назначение. Такие проблемы существуют, к сожалению, в российском обществе на сегодняшний день. И эти проблемы библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей библиотек сегодня необходимо решать, в первую очередь на государственном уровне.
Другая информация:
Выбор букета для невесты
Свадебный букет – важнейшая часть наряда невесты. Даже самый скромный свадебный бюджет предусматривает наличие букета у невесты. Это традиция, которая не зависит ни от времени года, ни от возраста жениха и невесты. Цветы на свадьбе должны ...
Искусствоведческий анализ картины Камбьязо Луки «Золотой
век»
Картина «Золотой век» (рис.4) находится в коллекции Государственного музея искусств им. А. Кастеева. В 1958 г. была приобретена музеем у вдовы известного адвоката Порфировой Е.Ф. Картина написана на холсте масляными красками. Не имеет под ...
Отдел памятников средневековья и нового времени
Знакомит с произведениями декоративно-прикладного искусства от раннего христианства до 19 в. Сокровища из Саттон-Ху (Англия), где была найдена деревянная погребальная ладья англосаксонского короля 7 в., знакомит с золотыми украшениями, ор ...
Культура и ее ценности

Классицизм XVII-XVIII
