Понятие композиции в различных видах искусства

Великая культура » Композиционное построение культурно-досуговых программ » Понятие композиции в различных видах искусства

Страница 2

Альберти мыслит как архитектор и рассматривает композицию не в качестве завершенной картины, составленной из готовых элементов, а как метод творческого процесса художника – в форме советов. Рекомендаций, раскрывающих последовательность основных этапов работы. Термин «композиция» у Альберти относится не к конечному результату, а к процессу, суть которого состоит в организации пространства. Теоретик демонстрирует это на примере объемных моделей. В отличие от формальной целостности, понятия ансамбль, композиция нерасчленяемы на отдельные части. Композицию Альберти понимает как «живой организм», к которой «нельзя ничего прибавить, ни убавить и в которой ничего нельзя изменить, не сделав хуже».

В эпоху возрождения композиция понимается как сочинение – это то новое, что привносит художник в мир, изображая что-либо. Поэтому композиция объединяет единой системой терминов понятие материала, способа формирования выразительных средств и приемов. В классической традиции искусство композиции рассматривается как творческий метод, а академизме – как формальный прием. Композиция никогда не бывает абсолютно законченной – ни в границах одного художественного произведениях, ни в масштабах художественного направления, течения, стиля. Композиция – это не состояние, а процесс. По определению С. Даниэля1 композиция мыслится, реализуется и воспринимается , как «процесс реализующий развертывание идеи, композиционное начало, подобно стволу дерева, которое органически связывает корни и крону дерева, ответвления, побеги изобразительной формы»2. Каждое произведение искусства является отражением не одного исторического момента, а представляет собой сплав универсального и актуального, традиционного и новаторского, известного и неизвестного радости легко узнаваемого и удивления перед необычным, новым… Причем одно непрерывно переходит в другое: закономерное в случайное, объективное в субъективное, абстрактное в конкретное.

Определение композиции эпохи Просвещения дал английский художник и теоретик искусства У. Логарт (1691-1784) в трактате «Анализ красоты»(1753). Для Логарта «красивая» композиция – это «многообразие без путаницы, простота без обнаженности, великолепие без мишуры, отчетливость без жесткости, величина без чрезмерности… чудесное многообразие всех частей вместе взятых». Такое единство выражает «организованную сложность» (многообразие в единстве) и доставляет удовольствие сознанию; возводит его до наименования красоты»3. Красота – это есть особым образом осмысленная и развивающаяся во времени целостность изобразительных элементов. Такая целостность предполагает создание новой – художественно-образной реальности, отвечающей следующим требованиям: новизны, ясности структурных связей между составными элементами, выразительности (осмысленности), развития (вариационности).

Композиция – это художественно-образное представление реальности, отчасти «снимающее» временное измерение (сближая универсальное и актуальное) и превращающее время в пространственные отношения изображения. Это и есть главная тема в изобразительном искусстве. В различных видах изобразительного искусства подобное преображение осуществляется различными способами.

Композиционное мышление – это, прежде всего связанное и целостное восприятие в системе ясно воспринимаемых отношений. Создавать композицию – означает устанавливать отношения величин, изобразительной поверхности и пространства, тона и цвета. Таким образом, можно заключить, что художественная композиция основывается на способности художника не просто изображать что-либо по отдельности, а соотносить, связывать отдельные элементы в целое. Отсюда вывод: изобразительные средства (изобразительная поверхность, точки, линии, мазки, массы, цвет, пространство), которые используются и вне художественной деятельности. В художественном изображении является не средствами, а лишь композиционном материалом. На высшем уровне в композиционное мышление основными средствами становятся тропы – это способы переноса смысла с общего на частное, с целого на деталь. С помощью художественных тропов происходит преображение конструкций в композицию и художественная форма начинает выражать более глубокое и широкое содержание. Французский поэт П. Валерий заметил, что композиция, понимается как процесс, «имитирует процесс жизни», естественный рост организма. Она одновременно богаче и беднее жизни: совершеннее с духовной стороны и примитивнее с материальной1.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Выбор материалов для свадебного платья
Ткани для свадебных платьев – формоустойчивые, упругие, плотные или имеющие объемные структуру – атлас, тафта, шантунг, жаккардовые, парча и органза – представляют классику жанра. В «мятом» или «жатом» варианте предлагаются атлас, тафта ...

Основные исторические этапы развития художественной культуры Древнего Египта
Одной из основных черт Древнего Египта является его относительная замкнутость. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое назначение. Замедленный характер развития древн ...

Этторе Соттсасс
Яркая история стиля «Мемфис» началась с человека по имени Этторе Соттсасс. Этторе Соттсасс родился в Инсбруке (Австрия) в 1917 году в семье архитектора Соттсасса – старшего. Затем он изучал архитектуру в Туринском политехническом институ ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.jaton.ru