В ХVII-ХVIII вв. на смену русскому Возрождению приходит новая эпоха, названная специалистами русским Просвещением. Происходит радикальная переориентация не только русской культуры, но и русского общества с византийского Востока на европейский Запад. Лидирующая роль переходит от религиозного искусства к светскому. Сквозь строгие схемы иконы проглядывают первые контуры светского портрета и пейзажи. Из недр иконописи долгое и мучительно пробивается на свет живопись. На смену чувственности приходит рационализм. От феодализма Россия медленно поворачивается к капитализму, а стало быть, к новому экономическому укладу, новому образу стилю жизни. Произошли изменения в правящей аристократии: на смену династии Рюриковичей пришла совершенно иная, не родственная ей династия Романовых (1613-1917).
Русское Просвещение условно можно разбить на два этапа: ХVII век, представляющий собой а всего лишь переходную эпоху и ХVIII век, т.е. собственно Просвещение, начало которого ознаменовали грандиозные реформы Петра I, а высшей точкой стала деятельность Екатерины II. До - и послепетровская Россия - это, по мнению многих специалистов, две совершенно разные страны. В допетровской России основой быта и нравственности служили принципы Домостроя, поддерживавшие строжайшую регламентацию, в которой беспрекословное подчинение более родовитому и знатному, сильному и богатому, уважение старших почиталось главной добродетелью человека; отношение с Богом, сохранение почтения к святыне, упование на божественное начало. В XVIII веке закладываются основы светского мировоззрения: формируется система светского образования, развиваются искусство и наука. Однако полностью процесс перестройки русского общества завершился только в ХIХ веке. Весь XVIII век шла борьба старого и нового, допетровских порядков и европейских обычаев, происходила невидимая глазу кропотливая работа по воспитанию нового человека. Выдающийся русский историк С.М. Соловьев очень точно охарактеризовал XVII век: эпоха петровских преобразований подготовлялась тем, что, не трогая старого, к нему приставляли новое.
В ХVII веке была произведена реформа патриарха Никона, которая привела к расколу Церкви и возникновению старообрядчества. Внутри православия образовалось два идеологических лагеря, две системы ценностей. Книгопечатание из дорогого приспособления для одноразового использования превращается в массовое типографское производство. Печатный двор в Москве - первое предприятие культурной индустрии. Половину его продукции составляли светские издания: литература по военному и горному делу, сельскому хозяйству, медицине. В 1651 году за один только день было продано 2400 экземпляров "Букваря" патриаршего дьякона Ф.Ф. Бурцева. Издавались также учебники по арифметике, геометрии, грамматике, азбуковники, совмещавшие черты толкового словаря и справочника энциклопедического характера. Книга становится массовой, но в ХVII веке массовой еще не становится грамотность, ее сдерживают сословные пережитки, запрещающие обучать простонародье. (Когда мы употребляем слово "массовый", то должны отдавать себе отчет, что в то время оно относилось к широким слоям мелкого и среднего дворянства, а не народа.)
Другая информация:
Карнавальный натурализм
Карнавальный натурализм как художественное направление искусства Средневековья выражает народную смеховую культуру, несущую идею вселенского обновления. Комедийно – праздничная, неофициальная жизнь общества – карнавал - несет радостное жи ...
Российское кино в переломные этапы отечественной
истории
Кино, как и любой другой вид искусства, является отражением своего времени. По мнению искусствоведа В. Фомина "не вспомнить другой столь же жалкой и малопродуктивной эпохи, как перестроечное и постперестроечное время". Даже два ...
Здание театра
Здание первого крымского театра не сохранилось - в октябре 1979 г. администрация драмтеатра имени Горького (в лице главного режиссера А.Г. Новикова) снесла его самовольно, несмотря на то, что памятник состоял на государственном учете
Осн ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII