Северное Возрождение

Великая культура » Культура европейского Возрождения » Северное Возрождение

Страница 1

Реформация.

Весьма важными особенностями Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации. Собственно реформационное движение, или Реформация (от лат. reformatio – преобразование) началось в Германии, распространившись затем на большинство западноевропейских стран. Оно было вызвано, прежде всего, серьёзными изменениями, происходившими в недрах феодального общества. Нарождавшаяся национальная буржуазия не могла больше мириться с аскетизмом, известной ограниченностью, фанатизмом ортодоксального католицизма, алчностью слуг Ватикана. Не последнюю роль в возникновении Реформации сыграли новые идеи итальянского Ренессанса, снискавшие симпатии среди бюргерства и образованных людей в странах Западной Европы. Эти идеи получили здесь своё выражение "в стремлении к изучению первоисточников Ветхого и Нового заветов с неясно осознанной целью сличить "подлинное" вероучение с тем его вариантом, который проповедовался Римом и всей церковной иерархией".

Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера (1483–1546), выдвинувшего 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма. Идеологи Реформации отрицали необходимость католической Церкви с ее иерархией и духовенства вообще, права Церкви на земельные богатства, отвергая католическое Священное предание в целом. Яркая антиклерикальная направленность тезисов Лютера встретила горячее одобрение и поддержку в самых широких слоях немецкого общества, которое не позволило Церкви расправиться с реформатором.

Под знаменем лютеранства проходили крестьянские войны 1524–1526 гг. в Германии, Нидерландах и Английская революция. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация – проведение религиозных преобразований в его духе).

Среди стран, оказавших мощное влияние на процесс Реформации в Европе, была Швейцария, где зародилось цвинглианство и получил развитие кальвинизм. В отличие от лютеранства доктрина Ульриха Цвингли (1484 – 1531) отстаивала республиканские принципы устройства церкви и общества, что обусловило разрыв между этими реформационными движениями, определило узкие рамки популярности цвинглианства в Европе. Жан Кальвин (1509 – 1564), глава крупного протестантского направления, родился во Франции, а в 1556 году прибыл в Женеву, которая и стала новым центром реформационного движения. Учение Кальвина наиболее последовательно защищало интересы буржуазии, будучи направленным против как католицизма, так и течений народной Реформации. В значительной мере успех кальвинизма в Швейцарии, а также других странах был определён республиканскими принципами организации реформированной церкви в сочетании с нетерпимостью к проявлениям инакомыслия.

Германия и Швейцария.

Гуманизм зародился в Германии в 1430-е годы, на столетие позже, чем в Италии, под воздействием ее культуры. Синтезируя многосторонний опыт Италии в "согласовании" христианской и языческой культуры, благочестия и светской образованности, немецкие гуманисты широко применяли освоенные ими идеи и методы к новому материалу, в том числе к изучению отечественной истории. Италия выработала основы гуманистических канонов, Германия дала их вариации, новаторские для национальной культуры.

Особое внимание немецкие гуманисты уделяли нераздельности, на античный лад, красноречия и мудрости. Опираясь на наследие развитого итальянского гуманизма, уже вторгшегося и в область естествознания, и в проблемы онтологии, и в теологические вопросы, в Германии рано стали провозглашать широту задач гуманизма. Речь шла не только об охвате новой этической оценкой многообразных проявлений жизни индивида и общества, но и об изучении всего природного "видимого мира". Это усиливало роль мировоззренческих проблем религиозно-философского характера и одновременно открывало путь развитию конкретных дисциплин естествоведения.

Уже сам характер гуманистического движения в Германии, тесно связанного с университетами и школой, с задачами воспитания и образования на новой культурной основе, обусловил большое значение в немецком гуманизме педагогической мысли. В становлении гуманистической педагогики решающую роль сыграли недолгая, но энергичная деятельность Рудольфа Агриколы (1444–1485) и творчество Якоба Вимпфелинга (1450–1528), плодовитого автора, на протяжении всей жизни связанного по взглядам с традициями XV в. Оба принадлежали к распространенному в Германии типу гуманистов, сочетавших преданность новым культурным запросам с верностью церковной ортодоксии.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Рококо
Рококо - художественное явление, возникшее, как и соответствующий ему термин, в XVIII в. Термин относился к архитектуре, прикладному и декоративному искусствам, с известной осторожностью его применяли к некоторым литературным произведения ...

Модели культуры цивилизаций Древнего Востока
Первая модель культуры цивилизаций складывается в Месопотамии. Культуре Месопотамии предшествуют цивилизация Иерихона (6-е тысячелетие до н. э.), Точал-Киюка (6-5-е тысячелетия до н. э.). В 5-4-м тысячелетиях до н. э. возникает цивилизаци ...

"Свое" и "чужое" в жизни японца
По отношению к иностранцу японцы могут вести себя так, как никогда не поступят с японцем. За границей они с легкостью сделают такое, чего ни за что не позволят себе на родине. А все потому, что у них четко разграничены понятия "учи&q ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru