Северное Возрождение

Великая культура » Культура европейского Возрождения » Северное Возрождение

Страница 3

В условиях революционных десятилетий в Нидерландах гуманистическая литература по вполне понятным причинам приобрела более радикальный характер, о чём свидетельствует, к примеру, произведение Филиппа Альдехонде (1539 – 1598) "Улей святой римской церкви".

В XV в. Нидерланды стали средоточием одного из самых ярких в Европе проявлений "осени средневековья" – пышного расцвета при бургундских герцогах аристократически утонченной, основанной на рыцарских идеалах придворной культуры, уже затронутой холодом увядания и формализмом, перепевающей былые образцы. Одновременно, однако, в сфере живописи, начиная с творчества Яна ван Эйка (ок. 1390 – 1441), развиваются новаторские тенденции ренессансного типа.

Во второй половине XV–начале XVI в. происходит бурное развитие нидерландской школы музыки (нередко его характеризуют как эволюцию сменяющих друг друга трех поколений или школ). И лишь в конце XV–начале XVI в., уже под прямым влиянием итальянского гуманизма, процессы ренессансного обновления начинают захватывать в Нидерландах, как и в соседних Германии и Франции, широкий круг явлений культуры. При этом здесь особенно часто возникают разнообразные культурные сплавы старого и нового, сказывается значение двух линий в самой готической традиции – давно устоявшейся, чисто средневековой, и более поздней, уже несущей в себе элементы внутренней трансформации готики на новый лад. Сложные пути нидерландской культуры затрудняют периодизацию, общую для ее разных областей, но в целом первую и вторую половину XVI в. можно рассматривать как два основных этапа ее ренессансного развития.

Величайшие художники Нидерландов: Питер Брейгель (1525 – 1569), чье искусство национально по форме и содержанию, ярко отражает современную ему жизнь, Иероним Босх (ок. 1460 – 1516), Франс Халс (1581/1585 – 1666). Нидерланды стали родиной двух самостоятельных жанров живописи – натюрморта и пейзажа.

Наиболее замечательными художниками Европы XVII века были нидерландцы Питер Пауэл Рубенс (1577 – 1640) и Харменс Ван Рейн Рембрандт (1606 – 1669). В творчестве Рубенса приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы от чувственной красоты образов, точных наблюдений действительности ("Снятие с креста", "Союз Земли и Воды", Камеристка"). Творчество Рембрандта характеризуется глубоким психологизмом и исключительным мастерством живописи, основанным на эффектах светотени ("Святое семейство", "Даная", "Ночной дозор", "Ян Сикс").

Франция.

Французский Ренессанс носил характер придворной культуры. Не менее важной чертой гуманистического движения в этой стране был его ярко выраженный национальный характер. Наиболее выдающимся представителем французского гуманизма был автор сатирического романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле (1494 – 1553). Автор беспощадно бичует католическую церковь за пороки её служителей, высмеивает невежество, ханжество, раболепие и т.п. Большое просветительское значение имела литературная группа из семи поэтов – "Плеяды". Её основатели – Пьер де Ронсар (1524 – 1585) и Жоаке Дю Белле (1522 – 1566), вдохновлённые классическими моделями, работали над усовершенствованием французской поэзии и способствовали развитию общенационального современного языка.

Первый крупный художник французского Возрождения – Жан Фуке (ок. 1420 – 1481). И в портретах ("Портрет Карла VII", ок. 1445), и в религиозных композициях ("Диптих из Мелена") тщательность письма сочетается с монументальностью в трактовке образа. Эта монументальность создается чеканностью форм, замкнутостью и цельностью силуэта, статичностью позы, лаконизмом цвета. Композиционная ясность и точность рисунка, звучность цвета характерны для многочисленных миниатюр Фуке ("Жизнь знаменитых мужчин и женщин", ок. 1458). Поля рукописей заполнены изображением современной Фуке толпы, пейзажами родной Турени.

Значительных высот достигают общественная мысль, философия, этика. Крупное произведение Мишеля де Монтеня (1533 – 1592) – эссе "Опыты", утверждавшее идеи рационализма, оказало воздействие на развитие западноевропейской мысли.

Англия.

Английский Ренессанс прославился не столько живописью и архитектурой, сколько театром. Его расцвет пришелся на конец XVI – начало XVII века, достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564–1616). У Шекспира кризис гуманизма выразился особо ярко в образе Гамлета, который разрывается между гуманистическими идеалами и необходимостью действовать в условиях далеко не идеального общества, где любое действие противоречит духу гуманизма. Творчество Шекспира явилось выражением богатства идей и страстей, возникавших в переломную эпоху.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Жизненный цикл культурно-исторических типов
Пятый закон культурно-исторического движения: период цивилизации каждого типа короток. Рассмотрим подробнее жизненный цикл культурно-исторических типов. Культурно-исторические типы Данилевский уподобляет живым организмам. Их жизненный ци ...

Основные черты традиционной картины мира России до ХХ века: мифологический, религиозный и эстетический аспекты
В данном разделе мы попытаемся воспроизвести наиболее важные и характерные черты картины мира традиционной русской культуры. Основание ее уходит своими корнями глубоко в славянское язычество. После введения на Руси христианства активную р ...

Культ к Афинам у образованных народов
Афины, община свободных граждан, весьма ограниченная в пространственном отношении и ничтожная по государственной силе, оказали на мировую жизнь огромное влияние. Выразилось это не в форме великих исторических деяний и международных отноше ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru