Развитие исламской философии

Великая культура » Культура и духовное развитие арабо-мусульманского мира » Развитие исламской философии

В развитии исламской философии можно выделить три основных этапа:

· классический, или средневековый (8-15 вв.);

· позднее Средневековье (16-19 вв.);

· современность (вторая половина 19 — 21 вв.).

Возникновение арабской философии связано с деятельностью ранних представителей калама (рационального богословия), которые, начав с обсуждения вопросов о свободе человеческой воли и божественных атрибутах, кончили разработкой концепций, выходивших за рамки религии. Хотя в исламе был введен запрет на вино и азартные игры, в мусульманской этике отвергался аскетизм, а брак входил в религиозную обязанность. Такая же «заземленность» проявляется и в отношении к труду и богатству в нем усматривалось знамение небесной благосклонности. Ислам (суннизм) не предусматривал такого института, как церковь, то есть иерархически и территориально структурированного духовенства, аккумулирующего в себе мистическое присутствие Бога в мире и выступающего в качестве непременного посредствующего звена между Богом и человеком.

Отсутствие церкви в исламе породило другую особенность мусульманской духовной жизни: в ней не утвердилось единой, общезначимой и институционализированной ортодоксии. Идеологическое многообразие арабо-мусульманского общества подкреплялось еще и тем, что наряду с исламом богооткровенными религиями были признаны так же христианство, иудаизм и зароастризм. Такое сосуществование множества вероисповедных групп, с одной стороны, служило фактором воспитания духа веротерпимости и универсализма, а с другой, определяло характер культуры классического ислама как не только многонациональной, но и поликонфессиональной.

Классическую арабо-мусульманскую культуру можно определить и как религиозно-светскую. Отличительной чертой арабо-мусульманской культуры классического Средневековья являлся ее городской характер. По проценту жителей городов с населением свыше 100 тысяч человек Ирак и Египет в VIII-X в.в. превосходили наиболее урбанизированные западноевропейские страны XIX века.

Другая информация:

"Град выше слова и разума". Духовная культура Византии и ее противоречия
Когда «вечный город» Рим потерял свое значение, эстафету «вечности» «подхватил» Константинополь. Легенды гласят, что в 330 году 11 мая Константин I копьем начертал на земле границы будущего города, который предстояло воздвигнуть на месте ...

Мотивы виноградной лозы
Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: Геометрический орнамент может состо ...

Типология культуры: основные подходы систематизации культуры
Типология культуры- классификация культур по определенным значимым показателям! Внутрикультурная иерархия А) доминир-ая к-ра – совокупность куль-ных предпочтений большинства субъектов данной культуры. Доминирующая культура: этнической, на ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.jaton.ru