Становление и развитие кинематографа в России начала ХХ века

Великая культура » "Звезды" немого кино и русская мода 1910-х годов » Становление и развитие кинематографа в России начала ХХ века

Страница 1

История кинематографа насчитывает более ста лет. За столь короткий отрезок времени искусство кино проделало грандиозный путь, «начинавшийся немыми фильмами и заканчивающийся, настоящим, высококачественным, цифровым кино». Обратимся к истокам развития кинематографа. В 1895 году в Париже братья Люмьер организовали первый в мире показ кино на бульваре Капуцинов, премьерным стал фильм «Прибытие поезда», который произвел невообразимый фурор и принес организаторам огромную славу.

Менее чем через год актер Малого театра Б. Сашин демонстрировал в Москве первые снятые русские фильмы «Конно-железная дорога» и «Вольная богородская пожарная команда». В сентябре 1896 года А. Федецкий снял в Харькове крестный ход с чудотворной иконой, а вскоре придворный фотограф А. Ган-Ягельский в Петербурге зафиксировал на кинопленку сцены из жизни императорской семьи. Таким образом, официальной датой рождения российского кинематографа принято считать 16 мая 1896 года.

Следующий существенный этап отечественного кинематографа был связан с развитием жанра кинохроники. Это был совершенно новый вид искусства, который показывала зрителю запечатленные на пленке отдельно взятые события. Например, впервые в России кинохроника была применена при снятии такого события из жизни Николая II как коронация 1896 года.

В это время кинематограф не только фиксирует важнейшие исторические события, но и является одним из важнейших развлечением. Первые фильмы братьев Люмьер были показаны в Петербурге, Москве, на ярмарке в Нижнем Новгороде, а затем и в других российских городах через несколько месяцев после Парижа; первые киносъемки произведены еще через несколько недель. Многие передовые страны мира, к началу двадцатого века, уже имели собственную киноиндустрию. Россия, так же не попала под исключение. Кинематограф стал развиваться большими темпами, начало увеличиваться время продолжительности фильмов, «актеры должны были быть более мастеровиты», что бы донести до зрителя с помощью мимики всю сюжетную линию фильма. Наибольшее стремление к развитию киноиндустрии было отмечено в таких странах как США, Германия, Франция, Россия. Но начать собственное кинопроизводство мешало отставание техники – кино и электроаппаратуры, химикалиев, пленки. Но был налажен импорт, и постоянный выпуск документальных и игровых картин русские предприниматели начали в 1907–1909 годах. К нашему огромному сожалению, Российское кино, снятое до революции было всего лишь документалистикой.

Первый фильм, который можно назвать художественным была картина, которая пользовалась огромной популярностью «Донские казаки». Надо сказать, что российское кино этого периода достигло следующих результатов: первый фильм оператора А. Дранкова «Понизовая вольница», другое название «Стенька Разин» обошел всю страну со специально сочиненной М. Ипполитовым-Ивановым музыкой, записанной на граммофонную пластинку. Тот же А. Дранков снимал Л.Н. Толстого в Ясной Поляне и даже договаривался с великим писателем о написании киносценария. Кинематографисты, буквально, набросились на русскую классическую литературу: можно с уверенностью сказать, что все известные романы, песни, рассказы, стихотворения и даже романсы были экранизированы. Вначале это были наивные коротенькие сценки, рассчитанные на узнавание зрителем литературных героев. Так персонажи «Мертвых душ» с поклонами группировались вокруг бюста Гоголя, фабула «Идиота» была втиснута в 15-минутную картину, а «Псковитянка» (с участием самого Шаляпина) – в несколько слабо связанных эпизодов. Но уже к 1914–1915 годам появились вдумчиво построенные и выразительно оформленные и сыгранные «Дворянское гнездо», «Бесы», «Война и мир». И в этом была положительная, прогрессивная роль раннего кинематографа. Но, несмотря на крайнюю примитивность этих «экранизаций», они имели положительное значение, так как пропагандировали литературу, привлекали внимание к классическим произведениям. Стремление опереться на известные романы, пьесы, поэмы проявилось и в кинематографии других европейских стран.

Лучшим дореволюционным фильмом считается «Пиковая дама» режиссера Я. Протазанова с артистом И. Мозжухиным в роли Германа. Международное внимание заслужили большие исторические полотна: «Оборона Севастополя» А. Ханжонкова, снятая на подлинных местах сражений, удачно сочетала игровые сцены с документальными, «Трехсотлетие дома Романовых» и «1812 год», где широко использовался опыт живописи Верещагина, Репина, Маковского, Кившенко. Еще плодотворнее было обращение кинематографа к театру: участие в фильмах корифеев театра – В. Комиссаржевской, В. Юреневой, К. Варламова, М. Чехова, А. Коонен и других – «сблизило молодое киноискусство с великой театральной традицией России».

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru