В 20-30 годы двадцатого столетия были созданы артели и мастерские. В 1929 году в д. Турыгино организована артель "Вперед, керамика". В 1936 году артель переименована в артель "Художественная керамика" и в дальнейшем преобразована в Турыгинский завод "Художественная керамика". Противоречиво по своему характеру творчество гжельских мастеров в ту пору. Они подражали фабричным образцам прошлого и создавали простейшие по формам изделия. Роспись носила случайный характер: на голубом или зеленом фоне писали виноград или розы в виде «картошки». Нередко узоры срисовывали с открыток. Возрождение традиционных приемов в создании форм посудных изделий, восстановление гжельского письма началось в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны. Мастера называют это время в развитии промысла периодом «освоения старой Гжели» и связывают его с именами замечательной художницы Н.И. Бессарабовой и крупного ученого, знатока керамики А.Б. Салтыкова. Из всего многообразия декоративных приемов, выработанных предшествующими поколениями, для украшения современного гжельского фарфора выбрали технику подглазурной росписи кобальтом, как наиболее простую в исполнении. Н.И. Бессарабова не только сама постигла секреты гжельской росписи, но и научила мастеров забытым приемам. Она показала, как выводить «сплошной мазок» и «мазок с тенями», когда краску набирают не на всю кисть, а лишь на одну сторону ее так, что при повороте кисти, плоско положенной на поверхность изделия, получается широкий мазок с тональными переходами цвета от темно-синего до светло-голубого, почти белого.
Сама Н.И. Бессарабова создала изделия, положившие начало современному гжельскому фарфору, его особенному стилю. Формы ее кувшинов, кружек, молочников, ваз округлы и вместительны. Чайники, тулово которых сделано в виде толстого диска и поставлено ребром на 4-е ножки-лапы, напоминают гжельские кумганы. В росписи преобладают растительные мотивы (кое-где видны цветы, над ними порхают бабочки и стрекозы, стройные деревья раскинули свою пышную листву), пользуются разнообразные традиционные приемы (узор то сплошь заполняет белый фон, то гибкой лентой оплетал изделие, подчеркивая его объем, цвет кобальта от интенсивно-синего до светло-голубого словно насквозь пропитывал черепок, еще ярче выделяя его белизну). В росписи все подчинено строгому ритмичному повороту отдельных изображений. Несколько дробная манера письма вполне отвечает небольшому размеру вещи.
Давно не работает на помысле Н.И. Бессарабова, а созданные ею формы изделий до сих пор не сняты с производства. Мастера Гжели любят их расписывать. Но, пожалуй, удачнее всего это получается у лучшей ученицы Натальи Ивановны – Т.С. Дунашовой. Она быстро наносит узор на выпуклую поверхность изделия без предварительного рисунка. Больше всего Т.С. Дунашова любит писать цветы. Ее называют мастером « цветочной росписи», и, пожалуй, в этом ей нет равных. Художница никогда не повторяет свои цветочные композиции, а творит процессе работы, бесконечно варьируя изображения. Под ее кистью на поверхности сосудов словно расцветают пышные розы, стройные лилии, бесхитростные полевые васильки, колокольчики.
Другая информация:
Книжная торговля во второй половине XIX века
Общий подъем хозяйства страны в результате проводимых реформ и капиталистического развития во второй половине XIX века, выразившийся в резком увеличении объема книжной продукции, сопровождался структурными изменениями в тематике книг. Наи ...
Чувственная культура
Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом идеациональной. По мнению Сорокина, она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV века, этот тип культуры становится доминирующим ...
Культура императорской России
Поворот произошел типично по-русски, круто и решительно. Споры о смысле и методах петровских преобразований не утихают по сей день.
Безусловно, Россия повернула в сторону Европы. Русская культура в петербургский период была подвержена вс ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII