Виды и назначение итальянских библиотек. Частные библиотеки

Великая культура » Итальянские библиотеки в эпоху Возрождения » Виды и назначение итальянских библиотек. Частные библиотеки

В эпоху Возрождения в жизни общества доминирует частная библиотека как один из типов библиотек, ибо именно эти библиотеки, будучи прекрасно укомплектованными и имевшие в своих фондах богатейшие коллекции с подлинными сокровищами античной и современной на тот момент литературы, не только дали импульс к созданию нового типа библиотек, сориентированной на общедоступность, на обслуживание широкого круга граждан, но и определили тематику их фондов, политику их комплектования, отношение библиотек к задаче сохранения мирового духовного наследия.

Одной из лучших библиотек того времени была собрана выдающимся поэтом Франческо Петраркой (1304-1374). Поэт был страстным библиофилом, оставшиеся после него конспекты прочитанных книг и многочисленные его пометки на полях показывают, какой это был внимательнейший читатель. Петрарка собирал свою коллекцию в ту пору, когда книгопечатание еще не было изобретено, и книга была предметом дорогим и редким. Но Петрарка не считался с затратами, использовал для собрания книг широкую известность, личные связи со знатью, поездки с дипломатическими миссиями, путешествия. Если не удавалось приобрести оригинал, он немедленно заказывал копию, часть принадлежавших ему книг переписал сам. С особым тщанием Петрарка собирал произведения античных авторов. С манускриптом творений Вергилия он не расставался даже в пути.

В 1337 г. Петрарка составил опись своей коллекции, назвав ее "Мои книги" ("Libri mei"). К концу жизни в ней числилось более тысячи названий, немало библиографических редкостей. Своему слуге он поручил хранить коллекцию как величайшую святыню.

Великая заслуга Петрарки – возрождение забытого в средние века принципа публичности библиотеки. В 1362 г. В страхе перед чумой, он покинул Милан и перебрался в Венецию. Тут поэт и сделал правительству республики предложение – передать в будущем свою редкую коллекцию собору св. Марка при условии, что в Венеции ему будет предоставлено жилье, а его собрание станет доступным для всех желающих. Правительство Венеции приняло это предложение. Дальнейшая судьба собрания Петрарки не совсем ясна, остатки его находятся в различных библиотеках.

Петрарку считал своим учителем великий Джованни Боккаччо (1313-1375). Он тоже стал страстным коллекционером старинных манускриптов, но, будучи человеком, менее состоятельным, чем Петрарка, не мог тратить на это увлечение таких средств. Часто разъезжая по Италии, он возил с собой наиболее ценные манускрипты в тщательно упакованных специальных ящиках.

Боккаччо, также как и Петрарка, хотел сделать свое собрание общедоступным и с этой целью завещал его в 1374 г. монастырю Санто Спирито во Флоренции, где в 1428 г. его библиотеку обнаружил Никколо Никколи.

Крупнейшим собирателем рукописей был итальянский писатель-гуманист Поджо Браччолини (1380-1459), прославивший свое имя сатирическими "Фацетиями" на латинском языке. Уже в юности Браччолини интересовался античной литературой, а благоприятные условия для собирания книг нашел, работая в папской курии, сначала скриптором, затем секретарем папы Иоанна XXIII. Сопровождая папу во всех поездках, он пользовался этим для приобретения книг. Во время церковного собрания в Констанце Браччолини ознакомился с книжными собраниями близлежащих немецких, французских и швейцарских монастырей. В 1414 г. вместе с двумя приятелями он посетил Санкт-Галленский монастырь и ужаснулся тому, как запушена в нем некогда прославленная и богатая библиотека: книги оказались свалены в темной и сырой башне. В этой груде Браччолини обнаружил множество замечательных памятников античной литературы, в том числе Цицерона. В Фульдском монастыре он нашел произведения выдающегося мыслителя древности Лукреция Кара. Считая своим долгом спасти бесценные творения, Браччолини полагал, что годятся любые средства. Он доставал книги у монахов за скромные подачки, а то и просто уносил раритеты под полой. Если это не удавалось, сам делал копии. Собирал Браччолини книги в основном не для себя, а для других, например, для библиотек пап или Медичи.

Еще один крупный библиофил эпохи гуманизма Никколо Никколи (1363-1437) – советник по библиотечным делам при флорентийском правителе Козимо Медичи. Получив после смерти отца солидное наследство, юноша целиком израсходовал его на покупку книг. К концу жизни он был владельцем собрания из 800 книг. В библиотеке Никколи работали несколько писцов, а сам Никколи занимался в основном исследовательской работой по выявлению подлинников, а также писал комментарии к ним.

Перед смертью Никколи завещал свою библиотеку Флоренции с тем, чтобы в городе на ее основе была создана публичная библиотека.

Собирания памятников античной письменности, сохранение их для грядущих поколений и провозглашения принципа абсолютной доступности книжных собраний – огромные заслуги итальянских гуманистов перед мировой культурой. В немалой степени благодаря ним были спасены книжные сокровища Восточной Римской империи.

Другая информация:

Кино и Великая Отечественная война
После вероломного нападения фашистов на Советский Союз десятки кинематографистов уехали с камерами на фронт, чтобы запечатлеть ратный подвиг народа. Многие из них погибли. Но сегодня мы имеем бесценную пленку – кинолетопись войны, которая ...

Понимание сущности культуры П.А. Флоренским
Павел Александрович Флоренский (1882— 1937)— одна из самых выдающихся и загадочных личностей «Серебряного века». «Русский Леонардо да Винчи», «Ломоносов ХХ века»— характеристики одной стороны. «Мистификатор», «стилизатор»— констатируют оп ...

Становление и развитие кинематографа в России начала ХХ века
История кинематографа насчитывает более ста лет. За столь короткий отрезок времени искусство кино проделало грандиозный путь, «начинавшийся немыми фильмами и заканчивающийся, настоящим, высококачественным, цифровым кино». Обратимся к исто ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.jaton.ru