Росписи Бонампака

История и культура древней цивилизации Майя » Росписи Бонампака

Страница 2

Элита, состоявшая в основном из воинов, обладала всей полнотой рели­гиозной и политической власти. Она контролировала сложные иерархиче­ские отношения в обществе, завися­щем от производства кукурузы. Сис­тема оброка требовала от живущих в деревнях и на хуторах крестьян содержать непроизводительную часть населения, включая ювелиров, зодчих и ученых. Вероятно, широко исполь­зовался труд рабов, как на полуостро­ве Юкатан во время его завоевания испанцами в 1527—1546 гг.

В росписях есть еще одна категория людей, обще­ственное положение которых также легко угадывается; это рабы-прислужники и пленные враги. Первые из них своей полной безучастностью даже к наивысшим эмо­циональным «взрывам» как бы духовно отстранены художником от происходящих событий. Это не дей­ствующие персонажи, а скорее предметы естественной необходимости, без которых и дом не дом, и царь не царь. К пленным рабам, наоборот, интерес значите­лен, но обращение с ними не оставляет сомнений в том, что их ожидает в дальнейшем: жертвенный камень или рабство. В этом и устрашение на будущее, и социаль­ный смысл изображенного конфликта.

По-видимому, основной причиной войны ко време­ни создания росписей была уже не борьба из-за земель или охотничьих угодий (проблема источников воды в Бонампаке не могла существовать, так как город стоит на берегу реки Лаканха, впадающей в много­водную Усумасинту); война служила источником до­бывания рабов, быстрого обогащения, ибо раба мож­но было выгодно продать или заставить работать на себя фактически без каких-либо затрат.

Росписи Бонампак свидетельствуют также, что майя практиковали, и в довольно широком масшта­бе, жестокий обряд человеческих жертвоприношений. Из росписей мы также узнаем о быте майя, их одежде, вооружении, манере вести войну; знакомимся с неко­торыми из обычаев и обрядов. Мы, наконец, можем почти безошибочно сказать, что форма правления ста­ла наследственной (появление в рисунках юного «на­следника»), хотя и не знаем, была ли верховная власть светской или духовной.

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Художественные направления и представители течений
Утверждение на рубеже веков приоритета художественных форм, лишь косвенно отражающих реальность, выразилось в поляризации художественных сил в начале XX в.: К.Малевич (супрематизм), В.Кандинский (абстракционизм), русские импрессионисты (К ...

Аллегорические изображения
Здесь уже изображаются не отдельные простые знаки, а развертываются перед зрителями цельные, иногда сложные сцены. Творчество здесь более обширное, чем в символе и более определенное в своей идее. Виноградная лоза – часто встречается в п ...

Культура Ново-Вавилонского царства
Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период Ново-Вавилонского царства (626-538 до н.э.). Навуходоносор II (604-561 до н.э.) украсил Вавилон роскошными постройками и мощными оборонительными сооружениями. Последний расцвет Вавилона при На ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.jaton.ru