Кинематограф "оттепели": 60-е годы

Великая культура » История казахстанского кинематографа » Кинематограф "оттепели": 60-е годы

Страница 1

Несмотря на то, что официальная история кино в странах Центральной Азии берет отсчет где-то с 30-х, а где-то с 40-х годов прошлого столетия, именно кинематограф 60-х можно считать точкой отсчета истинно национального кино в странах советского Востока. Потому что только к этому времени появились национальные кадры, способные представить свой народ.

Мира и Антонин Лиехм в книге о советском и восточно-европейском кино после 1945 года пишут: "(В эти годы) появились по-настоящему оригинальные кинокультуры, настолько автономные и естественные, настолько свежие и правдивые, что пробуждали тревогу". А тревогу они пробуждали потому, что за репрезентацией национальных культур, начиналась репрезентация других идейных ценностей и другого мировоззрения. Несмотря на сильный идеологический контроль со стороны советской власти поколению кинематографистов 60-х удалось достойно показать свою культуру на экранах мира.

Впервые в фильмах этого региона был представлен традиционный уклад жизни казахов, кыргызов, узбеков, таджиков, туркмен. Именно в эти годы кинематографисты центральноазиатского региона создали ленты, представляющие исторических и эпических героев своих народов, открыли национальные мифы и мировоззренческие основы бытия своих культур.

Наибольший расцвет национальный культур проявился в так называемую "эпоху оттепели", когда были сняты фильмы, вступающие в спор с официальной советской идеологией. В те годы это можно было сделать только "эзоповым языком" - иносказаниями, намеками, характером изображения. Однако и этого было достаточно для того, чтобы кинематографисты ощутили свободу самовыражения.

Лучшие работы кинематографа "оттепели" были сняты основоположниками национальных кинематографий. В Казахстане - Шакеном Аймановым, Абдуллой Карсакбаевым, Мажитом Бегалиным, Султаном Ходжиковым. В Узбекистане - Шухратом Аббасовым, Али Хамраевым, Ильером Ишмухамедовым. В Таджикистане - Тахиром Сабировым, Борисом Кимягаровым, Маратом Ариповым, Анваром Тураевым. В Туркмении - Алты Карлиевым, Ходжакули Нарлиевым, Болатом Мансуровым. Особым явлением было так называемое "кыргызское чудо" - кинематограф Мелиса Убукеева, Толомуша Океева, Болотбека Шамшиева, Геннадия Базарова и других кинематографистов нашего региона.

В период с 1964 по 1972 год кинематограф Центральной Азии продекларировал основные национальные мифы, ожидания народов каждой из пяти республик, создал незабываемые образы сильных героев.

В шестидесятые годы казахские кинематографисты обращаются к теме Великой Отечественной войны. "Сказ о Матери" сценаристов Д. Ташенова и А. Сацкого получает Государственную премию Казахской ССР, а исполнительница главной роли актриса Амина Умурзакова удостаивается приза за лучшее исполнение женской роли на I Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде и диплома Международного кинофестиваля в Карловых Варах. В этом фильме, поставленном режиссером А. Карповым, рассказывается о судьбе простой казахской женщины из далекого аула, отправившей на фронт сына. И хотя фронтовые будни проходят за кадром, война присутствует всюду. В напряженном ожидании сводок Совинформбюро, в настроении и разговорах тех, кто остался работать в тылу, в их помыслах и переживаниях. Всём своим поэтическим строем, почти документальными реалиями непритязательного тылового быта фильм утверждает самое драгоценное, самое святое на земле чувство материнской любви. "Красота этой любви, скорбь и боль утраты, умение найти в себе силы жить после потери единственного сына, и не просто жить, а быть нужной людям - все это слилось в моей героине. Никогда не забыть мне встречи со зрителями в Целинограде. После премьеры фильма ко мне подошел седой рабочий и сказал: "Трое сыновей было у меня, и все погибли на фронте. Жена ослепла от слез. Но когда я рассказал ей о вашем фильме - захотела посмотреть его". Я сидела рядом с этой женщиной в зрительном зале и плакала вместе с ней", - рассказывает Амина Умурзакова.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Европейские стандарты бального танца
В 1924 Имперское Общество Учителей Танцев (ISTD) взяло инициативу выработки определенных стандартов танца. Ответственным за это был назначен Комитет бальных танцев ISTD. Его членами являлись: мисс Джозефин Брэдлей, мисс Ив Таймгейт-Смит, ...

Социально-гуманитарные науки: культурология, социология, история, философия
Социально-гуманитарные науки - это науки изучающие общество, человека, человеческую деятельность. Специфика социально-гуманитарных наук определяется несколькими факторами: А) Спецификой законов, которые изучают социально-гуманитарные на ...

Христианство
Христианство возникло в условиях тяжелого социально-экономического кризиса, охватившего рабовладельческие устои Римской империи и на её излете в IV в. становится государственной религией в Риме. Первоначально в I в. н.э. христианство ёще ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.jaton.ru