История казахстанского кинематографа

Великая культура » История казахстанского кинематографа

Актуальность темы исследования. Сегодня одним из приоритетов нашего государства является поддержка культуры, так как культура - это основной элемент в системе морально-нравственных ценностей, социализации человека, его приобщения к гражданским обязанностям. Реализация программы "Культурное наследие", первый этап которой пришелся на 2004-2006 гг., позволила не только преодолеть спад казахстанской культуры, но и заложить основы для ее процветания. Программа является уникальной и по многим параметрам не имеет аналогов в СНГ. Поэтому вполне закономерно, что она получила большой резонанс во всем мировом сообществе и была успешно презентована в апреле 2006 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

Успех реализации программы "Культурное наследие" привел к ее пролонгации на 2007-2009 гг. на этот период планируется затратить 6,1 млрд. тенге. Для более эффективного планирования и реализации данной программы будет создан Фонд духовного развития народа Казахстана [12; с.1]. Развитие культуры не может происходить в отрыве от одного из ее основных сегментов - киноиндустрии, являющейся мощным средством социализации, аккультурации человека. В рамках программы "Культурное наследие" в Республике Казахстан планируется строительство новой суперсовременной киностудии, отвечающей всем требованиям современной техники. Создание новой киноиндустрии и дальнейшая поддержка ее деятельности приведут к реализации потенциала нашего кинематографа.

В октябре месяце в Алматы прошел фестиваль "Евразия", явившимся самым масштабным культурным мероприятием города в 2007 году. "Евразия" заняла место в мировом календаре где-то между Венецианским и Бейрутским кинофорумами. Фестиваль посетили такие знаменитости как Жерар Депардье, Софи Марсо, Эммануэль Беар, Кристофер Ламберт и другие. Мероприятие еще раз подтвердило, что киноиндустрия Казахстана зарекомендовала себя в мировом сообществе.

Тем не менее, кинематограф Казахстана переживает сейчас кризис, обусловленный слабостью финансирования, и, как следствие, слабость материально-технической базы по сравнению с западным форматом, засильем западного и американского кино и т.д.

Таким образом, в отечественном кинематографе существует много противоречии, поэтому тема нашего исследования является очень актуальной.

Историография. Несмотря на то, что о казахстанском кинематографе написано немало, в отечественной историографии пока нет работ, в которых была бы полностью воссоздана картина становления казахстанского кино от самых ее истоков вплоть до современности. Мы сделаем попытку восполнить этот пробел, основываясь на научных работах советского и современного периода по казахскому кинематографу.

Если говорить об историографии советского периода, то в первую очередь следует отметить монографии крупного специалиста в области кинематографии К. Сиранова. Например в его книге "Киноискусство Советского Казахстана" исследуются закономерности зарождения и развития казахстанского кинематографа, делается акцент на достоинствах и недостатках первых кинопроектов, рассказывается о путях профессионального роста деятелей киноискусства республики. Другая его работа "Очерки истории казахского кино" характеризует шаги документального, затем игрового кино в Казахстане в 20-30 гг., а позже состояние киноискусства в годы Великой отечественной войны. В работе дан анализ первых художественных и хроникально-документальных фильмом.

В 1958 году была издана еще одна работа К. Сиранова "Казахское киноискусство", посвященная художественному кинематографу Казахстана. В ней даны краткие сведения о казахских фильмах, их содержании и авторах, об отзывах общественности на те или иные кинокартины, приводится глубокий творческий анализ пути становления кинематографии Казахстана.

Зарождение и развитие казахстанского кинематографа исследуется и работе А. Федуллина и Ю. Резникова "Искусство, рожденное дружбой. Страницы истории казахского кино", изданной в Москве в 1972 году.

Одной из работ советской эпохи о казахстанском кинематографе, является работа Г. Новоселова "Кинохроники о Казахстане", изданной в помощь слушателям университета культуры в 1957 г. Значительное место здесь занимают общие рассуждения о том, что такое кинохроника, как и какими аппаратами она снимается. Но в ней мало внимания уделяется вопросам казахстанской кинохроники. Бегло сообщается о названиях фильмов и некоторая другая информация, не дающая полного представления об уровне творческого развития кинематографа Казахстана.

В 1964 году вышла книга А. Кананина "Культурное строительство в Казахстане". Специальная глава в ней посвящена кинематографии и кинофикации республики. Автор стремится раскрыть причины неудач некоторых казахских фильмов и останавливается на отдельных насущных вопросах киноискусства Казахстана. Однако существенным недостатком работы является то, что описание фактов и событий, освещение задач казахского кино делаются обзорно, конспективно, без какой-либо аргументации. Ни один фильм не подвергся всестороннему анализу.

В 1990-м году, то есть в период переломного этапа в жизни нашей республики, когда произошел развал Советского Союза появилась работа К. Айнагуловой и К. Алимбаевой "Тенденции развития киноискусства Казахстана". В ней рассказывается о путях становления и тенденциях развития художественного и документального кино, о творческой биографии народного артиста Ш. Айманова, о наиболее значительных кинопроизведениях советской эпохи. Изложен фактологический материал о кинематографе 70-х и 80-х гг.

В первое десятилетие существования независимости нашей республики не издавалось крупных работ о кинематографе. И только в последние годы стали появляться научные работы в области кинематографии. Особенно следует выделить работу ведущего киноведа, кандидата искусствоведения Гульнар Абикеевой "Национальное строительство в Казахстане и других странах Центральной Азии и как этот процесс отражается в кинематографе", вышедшей в свет в 2006 году. В монографии дан анализ одной из самых ключевых проблем современного общественного сознания - национального строительства и формирования национальных идентичностей в постсоветских странах Центральной Азии. Автор книги рассматривает эти процессы через их отражение в кинематографе, начиная с 1960-х гг.

Другое исследование, используемое нами при написании нашей дипломной работы это автореферат диссертации на соискание ученой степени доктор делового администрирования Алии Увальжановой. В работе исследована ситуация с отечественным кинематографом, характеризуется ряд проблем современного кино в Казахстане, предлагаются пути решения этих проблем.

Источники. Источниковой базой послужили стратегия "Казахстан - 2030", концепция программы "Культурное наследие", проект Закона "О государственной поддержке кинематографии Республики Казахстан", закон "О СМИ" (добавить годы, период).

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1910 года, т. е с момента организации первого киносеанса на территории Казахстана до 2008 года.

Методическая база исследования. В работе мы использовали такие методы как историко-сравнительный, историко-сопоставительный, метод анализа и диахронический метод (расширить методы).

Цель и задачи. Целью нашей работы является попытка изучить историю развития казахского кинематографа. Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:

Рассмотреть пути становления казахского кинематографа в первой половине ХХ века;

Изучить развитие киноиндустрии Казахстана во второй половине ХХ века;

Проанализировать проблемы, стоявшие перед отечественным кинематографом в различные периоды его становления.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Во введении рассматривается актуальность, степень изученности, источниковая база, цель и задачи исследования.

В первой главе "Становление казахского кинематографа" мы проследили процесс рождения и возмужания казахского кино, остановились на достоинствах и недостатках первых кинопроизведений, исследовали организацию системы кинопроката, рассказали о путях профессионального роста деятелей киноискусства республики, историю организации киностудии им. Ш. Айманова

Во второй главе "Развитие казахского кино" мы рассмотрели историю создания первых казахских фильмов, документальное, художественное, публицистическое кино о Казахстане.

В третьей главе "Вторая половина ХХ века: становление национального кинематографа" мы акцентировали внимание на этапах развития отечественного кино, начиная с 1960-х гг., появление новой волны казахского кино в 80-90 - гг., а также киноискусство независимого Казахстана

В заключении подводятся итоги работы и в списке литературы дан перечень использованной для написания работы периодических и монографических издании.

Другая информация:

Эстетика архитектуры 20 века
Искусство XX века – искусство переломное, кризисное. В его развитии проявляются закономерности и умирания старого, и появления нового (причем старое и новое приобретают здесь необычный смысл). Они не располагаются в линейной последователь ...

Особенности Возрождения
Возрождение – целая эпоха в развитии искусства, последовавшая за Средними веками и характеризующаяся зарождением и утверждением идей гуманизма. Начало Возрождения относят к XIV в., а вся эпоха продолжалась в течении XIV – XVI вв. Историки ...

Эпоха Палеологов
Династия Палеологов – последняя в истории Византийской империи. Этот период условно называется Палеологовским Возрождением (1261-1453). Начало кризиса феодализма и культуры. В XIIIв. Константинополь был захвачен крестоносцами и с 1204-12 ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.jaton.ru