Кто вознесен на пьедестал

Великая культура » История создания памятника "Тысячелетия России" » Кто вознесен на пьедестал

Страница 1

К чести создателей монумента, они не страдали гигантоманией - его высота всего около 15 м, а диаметр гранитного пьедестала - 9 м. Но при этом длина горельефного фриза достигает 27 метров. Композиционно памятник делится на три большие части, вокруг которых группируются фигуры исторических деятелей. Верхушка по условию заказа символизирует православную веру как одну из основ русского самодержавия. Усиливает патриотический смысл композиции фигура женщины в русском национальном костюме, олицетворяющая Россию, которую благословляет ангел. Средняя часть памятника состоит из шара-державы и расположенных у его подножия шести больших скульптурных групп из 17 фигур, обозначающих важнейшие этапы русской истории. Каждая композиция символически ориентирована в определенном направлении. Так, князья Рюрик и Владимир обращены на юг, к стольному Киеву, Иван III -- на восток, к Москве, взгляд Петра I устремлен к Санкт-Петербургу. Дмитрий Донской представлен на юго-восточной стороне, откуда были нашествия монголо-татар. Минин и Пожарский как бы противостоят западной угрозе Руси . Рюрик изображен в доспехах древнерусского воина. Рядом представлена группа из четырех фигур, олицетворяющая принятие христианства на Руси. В центре ее - князь Владимир Святославович, рядом - крестьянин, разбивающий языческого идола, и женщина,

подносящая князю ребенка для крещения. Еще одна группа, в центре которой изображен Дмитрии Донской, попирающий ногой поверженного татарского воина, посвящена Куликовской битве. На восточной стороне помещена композиция из пяти фигур, символизирующих этапные события создания единого русского централизованного государства. Здесь Иван III в шапке Мономаха со скипетром и державой в руках, а также царь Михаил Федорович в окружении Минина и Пожарского, спасших Россию от польской экспансии. Композицию вокруг державы замыкает помещенное на парадной северной стороне изображение Петра I, который выделяется на фоне больших распростертых крыльев гения Славы, указующего новый путь России.

Особый интерес представляет нижний фриз, где персонифицированы достижения российской культуры и просвещения. В рамках небольшой статьи перечесть все невозможно. Ведь только раздел «Просветители» насчитывает 31 фигуру. Любопытно, что в него вошел основатель школ и типографии на Украине князь Острожский, изображенный возле печатного станка. В группе «Писатели и художники» также есть - Гоголь и Бортнянский. В памятнике есть серьезность и основательность подхода к теме, стремление к этапному осмыслению исторических процессов. А ведь именно этого нам порой не хватает в быстротекущих и суетливых реалиях современной жизни, которая во многом смогла осуществиться благодаря этим людям, вознесенным на пьедестал благодарными потомками.

Гордо высятся над Волховом мощные стены и башни Новгородского кремля, купола знаменитого Софийского собора и звонниц. На фоне монументальной лаконической и строгой древнерусской архитектуры выделяется необычный памятник. Он расположен в самом центре кремля и неизменно привлекает к себе внимание посетителей пышностью форм, помпезностью композиции. Памятник Тысячелетию России сооружен в середине XIX века. Вместе с тем патриотический пафос роднит памятник с искусством древнего Новгорода. Более ста сорока лет отделяет нас от момента открытия памятника. Памятник выдержал испытания временем, и сейчас для нас он является символом героической < истории Родины. В скульптурных группах и рельефах наглядно отражены славные деяния прошлого, составляющие гордость народа. Говоря об идейно-художественном значении памятника, следует подчеркнуть двойственность его содержания. С одной стороны, это был специальный заказ, утверждавший монархические, реакционные идеи, с другой - в созданном произведении отражены передовые демократические устремления русского общества и прогрессивные тенденции реалистического искусства. Мысль о сооружении памятника именно в Новгороде возникла в правительственных кругах в 1857 году. Согласно летописному преданию, в 862 году легендарный варяжский князь Рюрик был приглашен новгородцами на служение. Легенда о призвании варягов легла в основу норманнской теории образования государства на Руси. Необычной была сама идея самого открытого конкурса на проект памятника. Если государственные заказы подобного рода выполнялись маститами академиками, то демократические условия конкурса, в котором могли принять участие все желающие, сразу выдвинули новое имя в русской монументальной скульптуре. Среди нескольких десятков проектов, рассмотренных советом Академии художеств в ноябре 1859 года, первой премии в 4000 рублей удостоилась работа живописца, недавнего выпускника батального класса Академии художеств двадцатитрехлетнего М. О. Микешина, который стал автором проекта памятника.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Положение мужчины и женщины
На основе Корана и с учетом доисламских традиций было разработано право наследования, опекунства, заключения браков и разводов. Брак рассматривался как важнейшее событие в жизни мужчины и женщины. Идеальным считался союз двоюродного брата ...

Скромность
Японская скромность может принимать множество форм. На горячих источниках, где люди голышом сидят в горячей воде на открытом воздухе, единственная уступка скромности – маленькое полотенчико, размером не больше бархотки для обуви, прикрыва ...

Чикаго - родина первомая
Всего сто с небольшим лет назад, Америка представляла собой страну совсем не «американской мечты». В 1880 году средняя стоимость жизни составляла 720 долларов в год, а годовая средняя зарплата рабочих в промышленности была около 300 долла ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru