Информационные возможности картины

Великая культура » Картина Репина "Торжественное заседание Государственного совета" как исторический источник » Информационные возможности картины

Страница 2

Нам удалось выявить три принципа, на сочетании которых основано размещение членов Совета за столами:

Происхождение.

Чин.

Должность.

Первый принцип применен только в отношении 6 великих князей. Пятеро из них независимо от должностей и званий занимают ближайшие к императору места по правую руку. Шестой, являясь Председателем Совета (великий князь Михаил Николаевич), сидит по левую. Далее можно выделить три группы должностей:

Министры (14 человек).

Председатели Департаментов Госсовета (3 человека).

Рядовые члены Совета.

Министры сидят по правую руку от Государя за великими князьями, Председатели – по левую (за Председателем Совета), рядовые члены занимают остальные места. Внутри каждой из трех групп действует третий принцип – старшинства в чине. Так как большинство сановников на картине имели одинаковый чин II класса по Табели о рангах (действительный тайный советник – в гражданских ведомствах; генерал-от-инфантерии (кавалерии, артиллерии) - в военном; адмирал – в морском), то учитывалось, кому ранее был присвоен соответствующий чин (день, месяц, год), Например, возьмем сидящих по левую руку от царя Председателей Департаментов. Ближе всех к царю расположен Председатель Департамента государственной экономии Д.М. Сольский, поскольку чин действительного тайного советника ему был пожалован 1 января 1878 года. За ним сидит Председатель Департамента Законов Э.В. Фриш, который состоял действительным тайным советником с 15 мая 1883 года. Наконец, Председатель Департамента промышленности и торговли Н.М. Чихачев изображен только третьим, поскольку чин адмирала ему был присвоен 1 января 1892 года.

Весьма ценным источником является картина для тех, кто интересуется историей парадного мундира и наградной системы. Это, в частности, отмечает Л.Е. Шепелев. Не вдаваясь глубоко в эту специальную область исторической науки мы можем отметить, что парадный мундир несомненно отражал значимость «государевой службы», создавал особый психологический настрой, связанный с исполнением служебных обязанностей, а в случае с высшими сановниками подчеркивал их положение, заслуги и степень доверия Императора.

Большинство участников заседания одеты в темно-зеленый полукафтан с богатым золотым шитьем – мундир члена Госсовета. Однако, некоторые министры присутствовали в особых мундирах своих ведомств. Явно заметно это в отношении министра иностранных дел В.Н. Ламздорфа и министра путей сообщения князя М.И. Хилкова, на них мундиры с серебрянным шитьем. С другой стороны, Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев изображен не в мундире своего ведомства (с серебряным шитьем), а в мундире Совета.

Следует отметить высокий процент генеральских мундиров – он свидетельствует о значительной милитаризации правящей элиты и, одновременно, о слабой подготовке к законотворческой деятельности у многих членов Совета.

Любопытно отражены на картине особенности наградной системы Российской империи. Как известно, через плечо носилась лента высшего из пожалованных орденов. На полотне мы видим у абсолютного большинства членов Совета красные ленты ордена Св. Александра Невского. Это была почетная, но не самая высокая награда. На самом деле, многие сановники были кавалерами более престижного ордена – Св. Владимира I степени, просто его лента одевалась под мундир. Известно, например, что к моменту создания картины такой орден имели Председатель Комитета министров И.Н. Дурново, Э.В. Фриш, А.А. Половцов и другие. В этом смысле материал картины дополняется архивными документами. С другой стороны, Морской министр адмирал П.П. Тыртов изображен кавалером ордена Святого Александра Невского, тогда как у него должна была быть синяя лента более низкого ордена Белого Орла, подобная той, что на министре юстиции Н.В. Муравьеве.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Главные духовные явления Серебряного века
Серебряный век занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий значительно обогатило все виды искусств и философию и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. На п ...

Развитие риторики в России
До начала XVII в. искусство красноречия представлено в России многими яркими именами, но оно носит характерный для средних веков неконфронтационный характер, воплощается преимущественно в гомилетике и по этой причине вряд ли может рассмат ...

Чайная церемония
Чайная церемония, занимая своё место в системе дзэнских скусств (тядо — дословно “путь чая”, искусство чайной црермонии), выражает традиционный подход к пониманию соотношения жизни и искусства. Торжественный ритуал чаепития — тя-но ю — им ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru