Российская культура оказалась свободна для творчества, открыта для мировой культуры. Она интенсивно осваивала все художественные стили и формы, вобрав в себя все эстетические течения.
Многие деятели искусства включились в мировую художественную жизнь: выступают на крупнейших музыкальных сценах , проникают на западный кинорынок (фильмы Н. Михалкова «Очи черные» и «Утомленные солнцем», последний из которых в 1995 г. получил премию «Оскар» Американской академии киноискусства как лучший зарубежный фильм года. Становятся модными и хорошо покупаемыми художниками (Н. Сафронов — эротическая живопись, «митьки» — постсоветский авангард).
Творческое общение и материальное поощрение людей искусства осуществляется теперь в ходе организуемых на деньги спонсоров многочисленных фестивалей, конкурсов, выставок.
В сфере художественной культуры в полную силу заработали рыночные механизмы регулирования. Роль стихийного регулятора творческого процесса переходит к потребителю культурных ценностей: зрителю, читателю, слушателю, — благодаря чему, в частности, к середине 90-х годов преодолена чрезмерная политизированность российской культуры. Но одновременно это привело к коммерциализации искусства, когда мерилом творческих достижений стал коммерческий успех произведения. Потакая массовому потребителю, российское искусство в целом резко снизило свой художественный уровень, переориентировалось на западные «эстетические стандарты». В авангарде коммерциализации идет телевидение, делающее ставку на сериалы и разнообразные шоу (лотереи, игры с призами и т.д.), отечественное кинопроизводство и частное книгоиздание отдают предпочтение некачественным детективам, боевикам, мистике, в литературе появляются откровенно непристойные сочинения (Э. Лимонов). Наиболее «ходовым» товаром российской масскультуры стала порнопродукция:
В 1996 г. в совершенно бедственном положении оказались музеи и другие учреждения министерства культуры, финансирование которых было прекращено.
Но подлинному искусству удается сохраниться, найдя покровителей, меценатов.
В целом же искусство стало аполитичным, что вовсе не вредит ему, а только раскрепощает. «Ограничителями» в сфере искусства должны быть лишь чувство меры и художественный вкус.
В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока, и, в свою очередь, обогатившую своим воздействием другие культуры. Перед современной отечественной культурой стоит сложная задача - преодолеть негативные последствия советского периода и выработать свой стратегический курс на будущее. Для этого есть все предпосылки. Самая положительная черта советского периода - достижение всеобщей грамотности, значительный рост образованности народа. Наша культура вполне может дать свой ответ на вызовы современного мира.
Другая информация:
История отечественной скульптуры
Возникновение скульптуры, относящееся к первобытной эпохе, непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и магическим верованиями. В палеолитических стоянках, открытых во многих странах (в том числе и в Советском Союзе), обнар ...
Характерные черты традиционного мировосприятия в
художественной культуре Китая до ХХ века: религиозно-философские, мифологические
и эстетические аспекты
Китайская культура принадлежит к древнейшим. Ее долгая, богатая событиями история отмечена выдающимися изобретениями, соцветиями талантов, она отличается многими неповторимыми особенностями. На земле Китая зародилась одна из первичных цив ...
Все определения вокруг искусства
Объект, от латинского objectum - это нечто (умышленно не конкретизируя глубже), на что опирается или ссылается человеческая мысль. При этом не важно, существует ли соответствие пониманий этого объекта у различных индивидуумов и осуществля ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII