Этническая классификация осетинов и балкарцев. Католические праздники. Ордалии в Русской правде

Великая культура » Этническая классификация осетинов и балкарцев. Католические праздники. Ордалии в Русской правде

Страница 1

Осети́ны (осет. ирæттæ; собирательно ирон адæм, ир) - народ иранского происхождения, живущий на Кавказе, потомки алан, основное население Осетии: республик Северная Осетия - Алания и Южная Осетия. Живут также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков; большинство осетин двуязычны (двуязычие - осетинско-русское, реже - осетинско-грузинское или осетинско-турецкое). При этом за последние советские и постсоветские десятилетия увеличилось число осетин Северной Осетии плохо, либо совсем не владеющих родной речью. Языковую ассимиляцию, в частности, можно наблюдать во Владикавказе, Беслане, Моздоке.

Общая численность - около 700 тыс. человек, из них в Российской Федерации - 515 тыс.

Антропологически относятся к Кавкасионскому типу Европеоидной расы.

Осетины - название народа, произошедшее от греческого - ос, названия алан, перешедшего в грузинский - оси, овси (груз. ოსები), которое в свою очередь произошло от самоназвания части алан - асы. В русском языке появился этноним осетины от грузинского названия Алании - Осети. Самоназвание осетин - "ирон". По одной из версий это слово восходит к "арии" (آریا, ārya, aryien - благородный). В византийских источниках осетин называли аланами, по-грузински овсы (осы), по-армянски осы (в некоторых древних источниках также аланы), по-русски ясы.

Осетины являются прямыми потомками сарматского племени алан, отсюда и название республики РСО-Алания.

Это подтверждается как языковыми данными, так и осетинской мифологией и генетическими исследованиями.

В более широком смысле, осетины являются единственным сохранившимся реликтом северо-иранского (скифо-сарматского) языкового мира.

Впервые, гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Ю. Клапортом в первой половине XIX века и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика финского происхождения Андреаса Шёгрена.

Уже в середине XIX века русский учёный немецкого происхождения В.Ф. Миллер писал: "Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние - как сарматы и понтийские скифы"

Балка́рцы (карач. - балк. Таулула - дословно: "горцы") - северо-кавказский народ, коренное население Кабардино-Балкарии, населяющее в основном её горные и предгорные районы в верховьях рек Хазнидон, Черек-Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы), Чегем (чегемцы), Баксан (баксанцы или в прошлом - урусбиевцы) и Малка.

Фактически балкарцы составляют единый с карачаевцами народ, разделенный административно на две части. Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке половецко-кыпчакской группы тюркской семьи. Диалектные различия незначительны.

Балкарский народ сформировался на территории Центрального Кавказа в результате необычайно сложного и длительного процесса смешения и поэтапного исторического развития трёх основополагающих этнических компонентов:

а) потомков древнейшего автохтонно-кавказского населения медно-каменного, бронзового и раннежелезного веков IV-I тыс. до н.э. (особенно племен кобанской культуры XII-IV вв. до н. э);

б) алан-асов или овсов (II-I вв до н.э. - XIII в. н. э);

в) болгар или булгар (I тыс. н. э) и половцев-кыпчаков и/или куманов (XI-XIV).

Смешанный характер этногенеза балкарцев проявляется в разнообразии традиционно связанных с ними этнических наименований и в особенностях их материальной и духовной культуры. Первые упоминания балкарцев содержатся у автора IV в. Ибн А. Котины в связи с событиями более древнего периода (его сведения сохранились в "Истории Армении" Мовсеса Хоренаци, V в), а также в латинском "Анонимном Хронографе" 354 г., хронике З. Ритора (VI в), "Армянской географии" А. Ширакаци (VII в). В русских документах наиболее ранние упоминания балкарцев относятся к 1629 году. В грузинских источниках XIV-XVIII вв. балкарцы известны под именем "басианы". Осетины называли их асами (æссон, асиаг), сваны - "сауары" или "горцы", кабардинцы - "къушхьэ" (горцы).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

К вопросу о кризисе культуры
Европейская цивилизация стала ключевой частью современной культуры. На ней основана технология, система образования, взгляды на мир, на человечество, общество. Она определяет стиль жизни, который предлагается всему миру как образец. Однак ...

Все определения вокруг искусства
Объект, от латинского objectum - это нечто (умышленно не конкретизируя глубже), на что опирается или ссылается человеческая мысль. При этом не важно, существует ли соответствие пониманий этого объекта у различных индивидуумов и осуществля ...

Грамотность
Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии. Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые был ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.jaton.ru