Этническая классификация осетинов и балкарцев. Католические праздники. Ордалии в Русской правде

Великая культура » Этническая классификация осетинов и балкарцев. Католические праздники. Ордалии в Русской правде

Страница 1

Осети́ны (осет. ирæттæ; собирательно ирон адæм, ир) - народ иранского происхождения, живущий на Кавказе, потомки алан, основное население Осетии: республик Северная Осетия - Алания и Южная Осетия. Живут также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков; большинство осетин двуязычны (двуязычие - осетинско-русское, реже - осетинско-грузинское или осетинско-турецкое). При этом за последние советские и постсоветские десятилетия увеличилось число осетин Северной Осетии плохо, либо совсем не владеющих родной речью. Языковую ассимиляцию, в частности, можно наблюдать во Владикавказе, Беслане, Моздоке.

Общая численность - около 700 тыс. человек, из них в Российской Федерации - 515 тыс.

Антропологически относятся к Кавкасионскому типу Европеоидной расы.

Осетины - название народа, произошедшее от греческого - ос, названия алан, перешедшего в грузинский - оси, овси (груз. ოსები), которое в свою очередь произошло от самоназвания части алан - асы. В русском языке появился этноним осетины от грузинского названия Алании - Осети. Самоназвание осетин - "ирон". По одной из версий это слово восходит к "арии" (آریا, ārya, aryien - благородный). В византийских источниках осетин называли аланами, по-грузински овсы (осы), по-армянски осы (в некоторых древних источниках также аланы), по-русски ясы.

Осетины являются прямыми потомками сарматского племени алан, отсюда и название республики РСО-Алания.

Это подтверждается как языковыми данными, так и осетинской мифологией и генетическими исследованиями.

В более широком смысле, осетины являются единственным сохранившимся реликтом северо-иранского (скифо-сарматского) языкового мира.

Впервые, гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Ю. Клапортом в первой половине XIX века и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика финского происхождения Андреаса Шёгрена.

Уже в середине XIX века русский учёный немецкого происхождения В.Ф. Миллер писал: "Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние - как сарматы и понтийские скифы"

Балка́рцы (карач. - балк. Таулула - дословно: "горцы") - северо-кавказский народ, коренное население Кабардино-Балкарии, населяющее в основном её горные и предгорные районы в верховьях рек Хазнидон, Черек-Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы), Чегем (чегемцы), Баксан (баксанцы или в прошлом - урусбиевцы) и Малка.

Фактически балкарцы составляют единый с карачаевцами народ, разделенный административно на две части. Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке половецко-кыпчакской группы тюркской семьи. Диалектные различия незначительны.

Балкарский народ сформировался на территории Центрального Кавказа в результате необычайно сложного и длительного процесса смешения и поэтапного исторического развития трёх основополагающих этнических компонентов:

а) потомков древнейшего автохтонно-кавказского населения медно-каменного, бронзового и раннежелезного веков IV-I тыс. до н.э. (особенно племен кобанской культуры XII-IV вв. до н. э);

б) алан-асов или овсов (II-I вв до н.э. - XIII в. н. э);

в) болгар или булгар (I тыс. н. э) и половцев-кыпчаков и/или куманов (XI-XIV).

Смешанный характер этногенеза балкарцев проявляется в разнообразии традиционно связанных с ними этнических наименований и в особенностях их материальной и духовной культуры. Первые упоминания балкарцев содержатся у автора IV в. Ибн А. Котины в связи с событиями более древнего периода (его сведения сохранились в "Истории Армении" Мовсеса Хоренаци, V в), а также в латинском "Анонимном Хронографе" 354 г., хронике З. Ритора (VI в), "Армянской географии" А. Ширакаци (VII в). В русских документах наиболее ранние упоминания балкарцев относятся к 1629 году. В грузинских источниках XIV-XVIII вв. балкарцы известны под именем "басианы". Осетины называли их асами (æссон, асиаг), сваны - "сауары" или "горцы", кабардинцы - "къушхьэ" (горцы).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Японское мировоззрение
Российский психолог Б.Кочубей, обобщая данные зарубежных исследований, которым положило начало учение голландского психиатра Ван Хевена о функциональной специализации полушарий головного мозга, отмечает, что у представителей дальневосточн ...

Недовольство культурой З. Фрейда
З. Фрейд утверждал, что наше исследование о счастье пока дало нам мало такого, что не было бы общеизвестным. Даже если мы продолжим исследование, поставив вопрос, почему людям так трудно стать счастливыми, то, кажется, от этого шансы на п ...

Основные направления модернизма
Наиболее яркие направления модернизма, проявившие себя наиболее динамично в первой половине XX в.: дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, фовизм, супрематизм. Первым в XX столетии течением модернистского искусства считается фовизм. Фовиста ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru