Этническая классификация осетинов и балкарцев. Католические праздники. Ордалии в Русской правде

Великая культура » Этническая классификация осетинов и балкарцев. Католические праздники. Ордалии в Русской правде

Страница 4

Большую роль в общественной жизни как балкаро-карачаевского, так и осетинского села играл ныгъыш (осет. - ныхас) - место, где собирались мужчины, в особенности сельские старейшины. Здесь мирили поссорившиеся семьи, решали вопросы о постройке и ремонте дорог, мостов, найме общественных пастухов и т.д. Здесь же устраивали спортивные игры, пели песни, играли на музыкальных инструментах. В Осетии, так же как и Балкарии и Карачае, существовали сходные правила поведения в подобных местах. Дела решались главным образом стариками. Мужчины помоложе никогда не садились в их присутствии. Молодежь не имела права голоса, а женщины даже не могли пройти мимо ныгъыша во время мужских собраний.

Ныгъыш, как и осетинский ныхас, уходит корнями в аланскую эпоху [26]. Участие алан в этногенезе балкарцев и карачаевцев прослеживается также на материалах жилых построек и убранства домов у этих народов. Главную часть балкаро-карачаевского дома составляла кухня. Подобно осетинскому хадзару она представляла собой огромное помещение, потолок которого поддерживал массивный столб, находившийся в центре комнаты. На этот столб обычно вешали предметы домашнего обихода. Один из передних углов кухни отгораживали и превращали в кладовую (гуму), куда вел низкий вход. Такое же значение имела и кладовая (къабиц) в осетинском доме. Старшая женщина юйбийче (осет. - афсин) всегда носила при себе ключи от кладовой и нож. Без ее разрешения никто из членов семьи не мог войти в гуму. Молодая невестка, пожелавшая побывать в кладовой, по обычаю должна была делать подарки ее хозяйке.

Характерно, что многие важные элементы жилища балкарцев и карачаевцев имеют алано-осетинские наименования, усвоенные ими еще на заре становления этих народностей. Среди таких терминов хэ-рэк - большая продольная балка (осет. - аххараг), зэлмэ - хворост, которым покрывают плоскую крышу дома (осет. - анзалм), чидинзди - столб (осет., дигор. - сагинза) и т.д. В Балкарии и Карачае существует немало осетинских названий предметов домашней обстановки и утвари: тэрхэк - каменная скамья (осет. - тархаг); чэпдэк, чиндик - скамья, кресло (осет. - сынтаг), кровать; кутчел - кадка (осет., дигор, - кустеллау, чолпи - ковш, черпалка (осет. - солпи) и т.д.

Большая общность обнаруживается и в традиционной пище у рассматриваемых народов. Наиболее распространенным и любимым блюдом являются пироги с мясом и пироги с сыром (у балкарцев и карачаевцев - хэчэн), такие же пироги делаются с начинкой из картофеля, капусты, фасоли и т.д. Общие блюда для этих народов - это нэрна - своеобразная каша (осет. - зерна), кэрзэн, гырджын - хлеб, чурек (осет. - карзын), а также распространенное, особенно у осетин, блюдо дзыгка - кашица, приготовленная из свежего растопленного сыра с добавлением небольшого количества муки.

Близость осетин, балкарцев и карачаевцев проявляется в семейных обрядах, в частности в свадебных, а до принятия балкарцами и карачаевцами мусульманства сходство существовало и в похоронных обычаях. Свадебные обряды, записанные нами во многих селах Балкарии и Карачая, поразительно похожи на осетинские. Сходство проявляется во всем: в сватовстве, в заключении брака, в подборе дружков. Один из них (у балкарцев и карачаевцев он носит название улан-югер) играет такую же роль во всей свадебной церемонии, как в осетинской свадьбе къухыл-халцаг (букв. - держащий за руку). Схожи в Балкарии и Карачае некоторые осетинские свадебные обычаи: домаконд - отправление невестки по воду и хызисан [32] - снятие платка с головы. При совершении этого обряда желали молодой иметь девять мальчиков и одну девочку.

Можно упомянуть и о некоторых обычаях избегания, соблюдавшихся молодыми и их родственниками, но они характерны и для других народов Кавказа. Отметим лишь один из них: у балкарцев, карачаевцев и осетин молодая не разговаривала со своим свекром и старшими родственниками мужа до совершения обряда "раскрытия рта невесты" и вручения ей соответствующих подарков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Изобретатели риторики
Изобретателем риторики называют Горгия Леонтинского (485-380 до Р.Х.). Он предложил учение об аргументации, выделил и обозначил риторические фигуры и создал школу риторов. Другим изобретателем риторики как искусства полемики, цель котор ...

Стили интерьера
Если обратить внимание на интерьеры европейских домов, знакомые нам по фильмам или фотографиям, складывается впечатление, что "там" люди стараются обходиться минимумом стен и перегородок. Чаще всего их жилье - просто одна больша ...

Экономическое положение и общественное устройство
Невероятно трудно представить, какие титани­ческие усилия потребовались от народа, чтобы со­здать цивилизацию, следы которой — развалины свя­щенных городов — так потрясали бы своей неповтори­мой красотой, величием и монументальностью нас, ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.jaton.ru