Этническая классификация осетинов и балкарцев. Католические праздники. Ордалии в Русской правде

Великая культура » Этническая классификация осетинов и балкарцев. Католические праздники. Ордалии в Русской правде

Страница 4

Большую роль в общественной жизни как балкаро-карачаевского, так и осетинского села играл ныгъыш (осет. - ныхас) - место, где собирались мужчины, в особенности сельские старейшины. Здесь мирили поссорившиеся семьи, решали вопросы о постройке и ремонте дорог, мостов, найме общественных пастухов и т.д. Здесь же устраивали спортивные игры, пели песни, играли на музыкальных инструментах. В Осетии, так же как и Балкарии и Карачае, существовали сходные правила поведения в подобных местах. Дела решались главным образом стариками. Мужчины помоложе никогда не садились в их присутствии. Молодежь не имела права голоса, а женщины даже не могли пройти мимо ныгъыша во время мужских собраний.

Ныгъыш, как и осетинский ныхас, уходит корнями в аланскую эпоху [26]. Участие алан в этногенезе балкарцев и карачаевцев прослеживается также на материалах жилых построек и убранства домов у этих народов. Главную часть балкаро-карачаевского дома составляла кухня. Подобно осетинскому хадзару она представляла собой огромное помещение, потолок которого поддерживал массивный столб, находившийся в центре комнаты. На этот столб обычно вешали предметы домашнего обихода. Один из передних углов кухни отгораживали и превращали в кладовую (гуму), куда вел низкий вход. Такое же значение имела и кладовая (къабиц) в осетинском доме. Старшая женщина юйбийче (осет. - афсин) всегда носила при себе ключи от кладовой и нож. Без ее разрешения никто из членов семьи не мог войти в гуму. Молодая невестка, пожелавшая побывать в кладовой, по обычаю должна была делать подарки ее хозяйке.

Характерно, что многие важные элементы жилища балкарцев и карачаевцев имеют алано-осетинские наименования, усвоенные ими еще на заре становления этих народностей. Среди таких терминов хэ-рэк - большая продольная балка (осет. - аххараг), зэлмэ - хворост, которым покрывают плоскую крышу дома (осет. - анзалм), чидинзди - столб (осет., дигор. - сагинза) и т.д. В Балкарии и Карачае существует немало осетинских названий предметов домашней обстановки и утвари: тэрхэк - каменная скамья (осет. - тархаг); чэпдэк, чиндик - скамья, кресло (осет. - сынтаг), кровать; кутчел - кадка (осет., дигор, - кустеллау, чолпи - ковш, черпалка (осет. - солпи) и т.д.

Большая общность обнаруживается и в традиционной пище у рассматриваемых народов. Наиболее распространенным и любимым блюдом являются пироги с мясом и пироги с сыром (у балкарцев и карачаевцев - хэчэн), такие же пироги делаются с начинкой из картофеля, капусты, фасоли и т.д. Общие блюда для этих народов - это нэрна - своеобразная каша (осет. - зерна), кэрзэн, гырджын - хлеб, чурек (осет. - карзын), а также распространенное, особенно у осетин, блюдо дзыгка - кашица, приготовленная из свежего растопленного сыра с добавлением небольшого количества муки.

Близость осетин, балкарцев и карачаевцев проявляется в семейных обрядах, в частности в свадебных, а до принятия балкарцами и карачаевцами мусульманства сходство существовало и в похоронных обычаях. Свадебные обряды, записанные нами во многих селах Балкарии и Карачая, поразительно похожи на осетинские. Сходство проявляется во всем: в сватовстве, в заключении брака, в подборе дружков. Один из них (у балкарцев и карачаевцев он носит название улан-югер) играет такую же роль во всей свадебной церемонии, как в осетинской свадьбе къухыл-халцаг (букв. - держащий за руку). Схожи в Балкарии и Карачае некоторые осетинские свадебные обычаи: домаконд - отправление невестки по воду и хызисан [32] - снятие платка с головы. При совершении этого обряда желали молодой иметь девять мальчиков и одну девочку.

Можно упомянуть и о некоторых обычаях избегания, соблюдавшихся молодыми и их родственниками, но они характерны и для других народов Кавказа. Отметим лишь один из них: у балкарцев, карачаевцев и осетин молодая не разговаривала со своим свекром и старшими родственниками мужа до совершения обряда "раскрытия рта невесты" и вручения ей соответствующих подарков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Искусство в системе культурных ценностей
Проблема смерти. Просвещение поставило эту проблему. Распространение знаний способствует атеизму. В Христианстве все ясно: Бог забирает жизнь. В Просвещении: проблема смерти - проблема свободного человека. Человек сам решает, как ему окон ...

О роли женщины в средневековой семье
В средние века бытовало мнение, что женщина – пособница дьявола, соответствующие мотивы имеются в тексте книги. Тем не менее женщина в «Домострое» – это хозяйка дома, и в иерархии семейных отношений она занимает свое особое место. Только ...

Становление к. д. Кавелина как историка государственной школы
В русской историографии государственная школа сложилась в 40-е годы XIX века. Эта школа в рамках либерального направления сыграла важную роль в развитии русской исторической науки. Ее представители выступают как носители идей русского либ ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru