Виноградная лоза в убранстве церквей

Великая культура » Виноградная лоза - декоративный растительный мотив народного орнамента » Виноградная лоза в убранстве церквей

Страница 1

Растительный мотив в церковном орнаменте изображает линию жизни, продолжающей образ Процветшего Креста Евхаристический образ лозы, олицетворяющей Кровь Жизнодавца, и хлебные колосья – источник образа хлеба, Его бессмертного Тела, – все это также запечатляется в стенных украшениях храма либо в резных венцах, озаряющих святые иконы. Растительный орнамент в украшении церквей можно увидеть в различных проявлениях: на иконах, на иконостасе, в наружной росписи храмов, на изразцах, виноградная лоза на наличниках. Богатым обрамлением наличников особенно отличаются Строгановские храмы.

Спас Лоза Истинная — редкий иконографический тип, изображающий Христа в соответствии с евангельскими словами: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь" (Ин.15:1), "Аз есмь лоза, вы же гроздие" (Ин.15:5). В ранних вариантах (XV век) Христос окружён лозой, в ветвях которой изображены Богородица, Иоанн Предтеча и апостолы (то есть евангельская фраза передаётся буквально). В более поздних (XVII—XVIII века) вариантах усиливается евхаристическое содержание, на лозе, вырастающей в руках или из прободённого ребра Спасителя, виноградная гроздь, которую Христос отжимает в потир. Из символико-аллегорической композиция превращается в дидактически-назидательную. В греческом варианте икона подписывается "Αμπελος", что, собственно и означает "виноградная лоза".

Сиропитательный дом купчихи Елизаветы Меведниковой

Открытый в Иркутске в 1838 г., он был первым в Сибири женским учебным заведением. Совет сиропитательного дома принял решение о заложении в центре главного его корпуса церкви во имя Пресвятые Богородицы всех скорбящих Радость. Почти 30 лет шел сбор средств на строительство церкви, которая была заложена 19 апреля 1890 г., а 15 марта 1892 г. освящена. Двухъярусный, редкий по красоте иконостас, отделявший алтарь от храма, вызывал восхищение своим декоративным убранством. Центральная часть его с царскими вратами и двумя боковыми проемами была выдвинута вперед. Пространственное решение иконостаса и величественность архитектурных форм его центра подчеркивали два клироса, оформляющие амвон. Деревянная основа иконостаса была декорирована пышной, с высоким рельефом резьбой. Виноградные лозы и гроздья, стебли и листья, крутые завитки, переплетаясь между собой, украшали кронштейны, карнизы, тяги, закомары, капители колонн, царские врата иконостаса и рамы икон, расположенных в его проемах.

Золоченое дерево резной части подчеркивало редкое по белизне фарфоровое украшение иконостаса, выполненное мастерами фарфорово-фаянсовой фабрики Переваловых.

Уникальна и удивительна по своим художественным качествам фарфоровая часть иконостаса: колонны и диски, декоративные элементы в виде треугольных деталей, "кокошники" отмечены сложным рельефным орнаментом с изысканным колоритом.

Величественный образ прекрасного иконостаса, сотворенный вдохновением и талантом мастеров прошлого, и сегодня поражает своей красотой. Качество исполнения, высокая эстетическая ценность делают иконостас ярким явлением в художественной жизни Сибири конца XIX века, явлением, в котором соединились стили разных исторических эпох и народов.

Внутреннее убранство Казанской церкви

Пятикупольный, трехпридельный храм, покрытый красной глазурованной черепицей, привезенной из Германии. Барабан центральной и малых глав украшен орнаменты из майолики. Сама кирпичная кладка служит важным декоративным элементом в общем "узоре" здания. Три портала были декорированы резьбой, выполненной по бетону с использованием мозаичных вставок. Здесь можно увидеть символические изображения евангелистов, виноградной лозы, птиц.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Эпоха Возрождения
Надевай же платье ало, И не тщись всю грудь закрыть, Чтоб, ее увидев мало, И о прочем рассудить. В. Тредиаковский Начиная с XV века Италия стала законодательницей моды в Европе. Постепенно уходила в прошлое мода готики. В начале XV в ...

Зарождение мирового кинематографа
Первые кинопоказы фильмов братьев Люмьер в России состоялись в мае 1896 года. Они прошли в Петербурге, Москве, на ярмарке в Нижнем Новгороде, а затем и в других российских городах через несколько месяцев после Парижа. Через несколько неде ...

Европейская культура 19 века
Культура 19 века в своей основе базируется на тех же самых ценностях, что и вся культура Нового времени. Это рационализм, антропоцентризм, европоцентризм, сциентизм и так далее. При решении каких-либо мировоззренческих фундаментальных воп ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.jaton.ru