Те годы, которые мы отсчитываем с эпохи перестройки, являются прежде всего периодом мощного сдвига в нашем сознании. Как говорят китайцы: "Не приведи вам Бог жить в эпоху перемен!" И все же мы живем в эпоху перемен. А художник несет ношу, которая тяжелее вдвойне. Именно он нащупывают те этические и моральные столпы, на которых потом стоят нация и народ. Но, с другой стороны, художник - обычный человек, и он так же, как и мы с вами, идет к истине путем проб и ошибок. Казахстанские кинематографисты, нащупывая пути развития отечественного национального кинематографа, ведут обширный поиск в самых широких границах - от авторского до коммерческого кино. И в этом спектре поисков наиболее перспективным видится направление авторского кинематографа, апеллирующего к корням традиционной казахской ментальности, но говорящего на современном киноязыке, что позволяет нашим режиссерам быть достойно вписанными в общемировой культурный контекст. Важно увидеть и оценить усилия отечественных кинематографистов на этой неразработанной ниве культурной самоидентификации.
Что нового привнесли казахи в эстетику постсоветского кино?
Во-первых, режиссеры вышли на улицы, в реальные дома, квартиры, осознанно не строя декорации и не приукрашивая реальность (поэтому-то, наверное, потом и назвали себя "Новой волной"). Если "Игла" нарочито снималась на контрастах буржуазного интерьера доктора-мафиози и задворках домов, где обитают "пацаны", то уже "Конечная остановка" (1989) Серика Апрымова - это уже просто убогий быт аула с безвкусными интерьерами и нескрываемыми уборными. Документальность съемок вынесена в стилистику фильма.
Во-вторых, полный отказ от профессиональных актеров. В той же "Игле": Виктор Цой - популярный рок-певец, знак эпохи, все остальные - просто узнаваемые лица: музыкант Петр Мамонов, режиссер Александр Баширов и другие, но все они - принципиально не актеры. В "Конечной остановке" представление четырех главных героев - чуть ли не документальная правда - реальные имена, реальные судьбы, настоящие жители села "Аксуат". А во "Влюбленной рыбке" (1989) Абая Карпыкова снимались: друг режиссера - архитектор Бопеш Жандаев, брат - художник Аблай Карпыков, однокурсник - Ассан Куяте. Фактически каждый режиссер-нововолновец приходил в кино со своим особым миром, своими "актерами", своим "воздухом" и своим видением мира.
В-третьих, изменился герой. Он по-прежнему остается победителем (это отнюдь не герой чернушных фильмов), но уже он чуть-чуть ироничен, немногословен и отстранен. Таков Виктор Цой в "Игле", таков главный герой "Конечной остановки", герой фильма Дарежана Омирбаева "Кайрат" (1991), братья из фильма Амира Каракулова "Разлучница" (1991). Вестернизация героев здесь очевидна, хотя она не декларируется - просто плакат "Битлз" на стене, одежда героев фильма, явно не советский интерьер, другая музыка, другое настроение. И тема бегства, дороги, изменений, лучше всего высказанная в словах песни Виктора Цоя - "Перемен мы хотим, перемен! "
Разрушение советской ментальности происходило не только в фильмах "Казахской новой волны". Это было общее явление для кинематографий всего Советского Союза, но именно в Центральной Азии появились наиболее яркие ленты. Кроме упомянутых выше казахских картин, необходимо отметить "Ci3 ким ci3? " (1989) Джахангира Файзиева, снятую в Узбекистане, и таджикскую ленту "Братан" (1991) Бахтияра Худойназарова.
В-четвертых, к восьмидесятым годам советские люди так устали от нравопоучительного, идеологизированного кино, что уже переставали воспринимать что-либо всерьез, и молодежная культура уже явно выражала протест через песни, анекдоты, кино. Дружный хохот поднимался в кинозале, как только в фильме "Игла" появлялся титр - "советскому телевидению посвящается". Развенчивание советского образа жизни начиналось с высмеивания символов советской эпохи. Отсюда столько юмора, иронии. И это было воспринято зрителем, особенно молодым, как смена эпох. Советские реалии сначала высмеивались, уничтожались в сознании людей, а уже потом произошли политические перемены.
В-пятых, интересно, что развенчивалась не только советская ментальность, но и этническая. Серика Апрымова готовы были общественно осудить за то, что он показал такую чернушную жизнь в казахской глубинке. Его обвиняли в том, что он поднял руку на святую святых - аул.
Получается, что Серик Апрымов и Рашид Нугманов сделали две принципиально важные картины для всего Центрально-азиатского региона - "Иглу" и "Конечную остановку", развенчивая две доминирующие в то время ментальности - советскую и этническую (в отрицательных ее чертах), чтобы расчистить пространство для новых, только зарождающихся ментальностей.
Другая информация:
Принцип формирования репертуара в ансамбле народного танца
Главное в деятельности хореографического коллектива — создание репертуара. От него зависят организационная и учебная работа.
Постановочная работа как бы подводит итог всей деятельности коллектива, показывая, насколько хорошо она организо ...
Арабский язык
Таким образом, роль арабского языка в становлении культуры Арабского Востока огромна: наряду с исламом он быт мощным фактором, объединяющим все арабские страны
Принято считать, что классический литературный арабский язык сложился в эпоху ...
Учителя и школа
Именно в период культуры древних царств возникли первые школы и учителя. В древнем Вавилоне учитель, он же одновременно и писец, учил детей писать на глиняных табличках, считать, вычислять площади полей, объемы земляных работ, вести наблю ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII