Легко представить себе эффект, который производило это народное театрализованное действо, исполняемое на открытой базарной площади, да к тому же в годы, когда неимущие крестьяне жгли монастыри и феодальные замки по всей Европе! Такое социально-бунтарское представление несколько смягчалось только тем, что нищий оказывался "вернувшимся на землю" Иисусом Христом.
Одна из средневековых рукописей рассказывает и о таком народном представлении, которое вылилось в сражение. Крестьяне южной Германии, предупрежденные о возможности нападения рыцарей и феодалов во время весеннего празднества, скрыли под карнавальными костюмами оружие, а в шутовских колотушках – мечи. Когда во время карнавала феодалы действительно напали на крестьян, "шутовские маски" разили своих врагов не только словом, но и мечом.
Народные празднества, возникшие в доисторический период и получившие развитие во времена языческих обрядов и игр, в пору раннего средневековья активно искореняются католической церковью и феодальной верхушкой общества. Но совсем задушить народные празднества, обряды и представления не удается. Народное театральное творчество выливается в деятельность многочисленных народных артистов-умельцев – гистрионов.
Начиная с IX века, церковь берет на вооружение некоторые формы народной театрализации, пытаясь приспособить народные обрядовые действия к своим нуждам, ввести эти действа в русло библейских тем и догматического мировоззрения, подчинить себе все празднества материально и организационно, а тем самым и идеологически. На первых порах церковникам удается это сделать. Но с развитием городов и городского быта, с появлением бюргерства, широких слоев свободного ремесленного люда и его празднеств, массовых шествий, ярмачных представлений народно-карнавальная стихия ломает рамки, поставленные ей католической церковью, освобождается от церкви и идеологически и организационно.
В странах, охваченных протестантизмом, борьба против католической церкви ведется в обостренных полемических тонах, и это находит полное отражение в самодеятельном театральном движении масс. Вместе с тем, фарсы, сатирические пьесы и другие театрализованные представления вбирают в себя множество элементов шутовской игры, придающих сатире и пародии игровой, увлекательный характер. Сатерически карнавальная основа этих представлений близка к народным празднествам. Смех, освобожденный в народном фарсе от прямолинейно высказываемого религиозно-нравственного поучения, звучит открыто и уверенно.
Эпоха Возрождения пришла на смену средневековью и оказала большое влияние на последующее развитие культуры. Это было время, когда умы проснулись, а жизнь стала наслаждением. Возрождение началось в Италии в XIV веке. Высшей точки своего развития Возрождение достигло в XVI веке. Это была эпоха зарождения новых капиталистических отношений, которые несли новый тип личности: активной, деятельной, жаждущей познания. Такие люди обратились к античному миру и его творениям, пронизанным идеалами красоты, где образ человека нескован догмами.
В XVI веке Италии появился театр масок называемый "Комедия Дэль Артэ", что переводится как профессиональный театр. Источниками возникновения стали средневековые мистериальные представления, европейский карнавал и комедия эрудитов (ученая комедия). Создателями жанра комедии эрудитов были итальянские ученые, которые изучали античную культуру и черпали знания из летописи и драматургии. Ученая комедия создает три жанра: трагедия, комедия и постараль. Трагические образцы: неверный муж и неверная жена убивают друг друга. Трагедия предназначалась для аристократии. Самые яркие образцы итальянской драматургии воплощены в комедиях. Комедия обретает сатирические черты. Жанр постарали был представлен пастушечными Бокаччо. Маска в Комедии Дэль Артэ употреблялась в двух значениях: во-первых, как предмет, закрывающий лицо, а во-вторых, как определенный социальный тип, наделенный определенными чертами. Так все маски (а их более сотни) Дэль Артэ можно разделить на три группы:
Другая информация:
Особенности гуманизма во Франции
Сильное влияние Италии является одной их важнейших особенностей французского Возрождения. Быстрый расцвет гуманистической мысли совпадает с первой половиной царствования ФранцискаI. Итальянские походы, начавшиеся при его предшественниках ...
Особенности культуры западноевропейского Средневековья
Средневековая культура, как принято говорить, возникла на обломках античной культуры. Римская империя, сумевшая объединить множество мелких народов почти всей Европы, к V в. н. э. была раздираема внутренними распрями. Бесконечные нападени ...
Среда обитания горожанина
В эпоху Возрождения активно велось жилищное строительство – и в первую очередь, в городе и его округе. Спрос на жилье превышал предложение. Поэтому городские власти поощряли строительство.
Оживление строительства объяснялось не только по ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII