Театрализованные представления Средневековья и эпохи Возрождения

Великая культура » Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений » Театрализованные представления Средневековья и эпохи Возрождения

Страница 7

Сам Петр был одет нидерландским крестьянином и вместе с тремя генералами в таких же костюмах возглавлял свадебную маскарадную процессию, искусно выбивая барабанную дробь. Вслед за ним ехал "царь Московский" - Ромодановский. Его везли на огромных козлах, приделанных к саням. На четырех длинных концах козел сидело по большому медведю; их кололи острыми рогатками специальные служители, идущие рядом. Страшный рев зверей сливался с адской музыкой ста инструментов и со звоном колоколов, под звуки которых "молодую" пару проводили к алтарю, а потом и к свадебному пиру.

Приучая россиян к публичному общению между собой, Петр проявлял необычайную изобретательность, изыскивая для этого все новые поводы. В сентябре 1721 года по случаю женитьбы Петра Ивановича Бутурлина (преемника "всешутейного патриарха" Ивана Зотова) организовала грандиозный маскарад, длившийся с перерывами почти полтора месяца. Всем его участникам, уже костюмированным, государь до начала праздника устроил смотр в доме князя Меньшикова. Петр хотел, чтобы было до тысячи масок. Кого они только не изображали, - начиная с мифологических персонажей и кончая фигурами русских бояр старого времени, разъезжающих верхом на живых медведях.

Все обязаны были исполнять свои роли начиная с 10 сентября более месяца: в течение этого срока по приказу его величества маски собирались не единожды. В назначенный день и час они то катались по Петербургу в полном облачении, то наносили визиты друг другу, то отправлялись водою в Кроншлот. Причем за неявку каждый штрафовался ста рублями. Последним днем праздника объявили 29 октября, когда все маски, полностью экипированные, ожидались по сигналу крепостных орудий в Сенат, где приготовили столы. За обедом собравшихся заставили выпить столько горячительных напитков, что "очень немногим к утру удалось добраться до дому не в совершенном опьянении".

Этот маскарадный разгул перешел затем в празднество уже по другому, общегосударственному поводу. Все приняло такой размах потому, что в октябре заключили окончательный мир со Швецией, и маскарад уже продолжился в связи с этим радостным известием. Событие это стало как бы апогеем петровского царствования. На Петра возложили титул "Великого, Отца отечества и Императора Всероссийского", и после богослужения отправились за столы в Сенат. Парадный обед сменили танцы, а в 9 часов начался фейерверк, поразивший всех.

В январе 1731 года Анна Иоанновна отметила годовщину своего восшествия на престол, и развлечения накатили новой волной, точнее сказать - шквалом. Главным событием стал "великий машкарад". Готовились к нему с конца 1730 года, и для придания балам большего европейского лоску еще в августе ко двору был принят в службу "английской нации танцмейстер" Вилим Игинс: он обучал "танцевать фрейлин, камер - пажей и пажей", но особенно камер - пажей - "по четыре дня в неделю, а в каждый день по четыре часа".

Почти месяц маскарадный смерч гонял и кружил по Москве вместе с февральскими снежными вихрями весь русский двор и приближенных к нему. Всех участников маскарада разделили на "четыре класса" (группы); каждая из них имела один тип костюма в тот или иной день: например, сначала в "первом классе", где находилась сама императрица со своим придворным штатом, все надели "персидский убор"; ко "второму классу" относились иностранные министры - они явились в "швейцарском"; а остальные два - "в венецианском уборе были". На следующий раз "машкарадное платье переменялось" и императорский двор предстал в гишпанском уборе", иностранные министры - "подобие Парламентских членов избранные", "здешние министры", причисленные к 3 классу - "венецианском шляхетном", "генералитет - в турецком платье". Можно было подумать, что новоявленная императрица, еще не привыкшая к тому положению самодержавицы, в котором она неожиданно оказалась, будто пробовала играть державным скипетром, как волшебной палочкой, заставляя всех вокруг себя являться то в одном обличье, то в другом, и тем самым осознавала истинные возможности своего исключительного положения монархини. На одном из маскарадов присутствовали китайские послы. Их спросили: "Не кажется ли вам увеселение такого рода странным? ". Они ответили, что нет, ибо "здесь все маскарад". Но самое удивительное для них - "это видеть на престоле женщину! ".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другая информация:

Скульптура Древнего Китая
Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Скульптура Древнего Китая, прежде все ...

Социальные проблемы Гжели
Население фактически было лишено медицинской помощи. Одна земская госпитальная койка приходилась на 2751 человек. В 1898 году в докладе комиссии уездной земской управы на Бронницком очередном уездном собрании о Речицком участке говорили с ...

Праздник "Дуаньу"
Праздник "Дуаньу" (5-е мая по лунному календарю), день памяти выдающегося поэта Цюй Юаня. Цюй Юань является самым ранним поэтом Китая. Он жил в период борющихся царств на территории Царства Чу. Его родина - сегодняшний уезд Цзы ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru