История и образование этноса

Великая культура » Казахская культура в Астраханской области » История и образование этноса

Страница 1

Казахи имеют длительную и сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов прослеживаются у племен эпохи неолита. Следы стоянок найдены при археологических раскопках в долине реки Бухтармы на востоке Казахстана. (Приложение 1).

В это время уже появляются скотоводство и земледелие, люди изобретают лук и стрелы, намного облегчившие охоту на диких животных.

В эпоху бронзы население Казахстана занималось не только скотоводством, но и добычей руды и плавкой металла. В конце бронзового века в первом тысячелетии до н.э., древнейшее населения Казахстана уже переходит к кочевому скотоводству. Об этом свидетельствуют каменные фигурки животных – койтастар – найденные в различных областях республики. (Приложение 2).

В число предков казахов входили племена саков – массагетов, огузов, аланов, сарматов, кипчаков, обитавших на территории современного Казахстана и Средней Азии.

В III веке до н.э. – II веке н.э. на юге Казахстана возникло государственное образование Уйсун, на юго-западе жили племена, входившие в государство Канглы. В первых веках н.э. на запад от Аральского моря жили сарматы, также оказавшие влияние на этногенез казахов. В VI-VII веках племена, населявшие юго-восточную часть Казахстана находились под властью Тюркского каганата.

В это же время на территории Казахстана поселились племена, пришедшие с востока (тюргеши, теле, карлуки и др.). В дальнейшем в разных районах Казахстана появились кратковременные объединения раннефеодального типа, в которые входили местные кочевые, а отчасти и оседлые тюркоязычные племена.

Этническому сплочению местных племен способствовало возникновение государства Караханидов в X-XIII веках. В начале XII века территория Казахстана подверглась вторжению киданей (каракитаев). Они смешались впоследствии с коренным тюркоязычным населением. В начале XIII века с территории Монголии и Алтая проникли остатки тюркоязычных племен найманов и керей (кереитов), разгромленных полчищами Чингисхана.

Уже в те далекие времена по южной части Казахстана проходил важный караванный торговый путь, связавший Среднюю Азию и через нее Византию с Китаем. В истории он известен под названием «великого шелкового пути», так как здесь одним из главных предметов торговли были высшие сорта шелковой ткани. Не менее важное значение приобрели и другие дороги, на путях которых стали появляться торгово-ремесленные города, караван-сараи и другие поселения.

Магистраль «шелкового пути» пролегла через Хазарский каганат. Первое феодальное государство Юго-Восточной Европы, центром которого был город Итиль.

«Итиль был большим городом, в котором деревянные дома стояли рядом с войлочными юртами и глинобитными постройками.

В Хазарии мирно уживались разные религии. В Итиле мечеть с минаретом возвышались над царским дворцом, в городе были как мечети со школами для обучения Корану, так и христианские церкви, и еврейские синагоги. Судопроизводство в стране велось по языческому, христианскому, иудейскому и мусульманскому законам».

Однако ни Хазарскому каганату, ни земледельческим районам Казахстана не суждено было долго расти и развиваться.

В сороковых годах XIII века в результате завоеваний монгольских полчищ, возглавляемых ханом Батыем, внуком Чингисхана, Казахстан, как и Средняя Азия был включен в состав огромной империи, известной в русской летописи под названием Золотой Орды, с центром в Нижнем Поволжье. Поволжье имело много преимуществ: здесь проходил «шелковый путь», отсюда было ближе к другим монгольским государствам, а самое главное, что здесь легко сочеталось оседлое и кочевое хозяйства.

Основным населением городов и степей оставались половцы (кипчаки). Половецкий язык звучал не только в быту, но и при дворе ханов. Несмотря на это монгольские ханы не допускали кинчаков-половцев к управлению государством, считая их покоренным зависимым населением.

На территории современного села Селитренное Харабалинского района, в ста километрах к северу от Астрахани остались следы столицы Золотой Орды – города Сарай Бату. (Приложение 3).

«Первое письменное упоминание о городе относится к 1254 году, когда его посетил посол французского короля Людовика IX Гильом Рубрук. В 1333 году в городе побывал арабский путешественник Ибн-Батута. Он застал огромных размеров город с широкими улицами, населенный разными народами: монголами, асами, кипчаками, черкесами, русскими и византийцами. Город считался крупным торговым и ремесленным центром. Дворцы и общественные здания строились из обожженного кирпича, дома рядовых жителей – из сырца и дерева».

Страницы: 1 2

Другая информация:

Издатель А. С. Суворин
Одним из самых крупных петербургских издателей, начиная с 70-х гг. XIX в., стал Алексей Сергеевич Суворин (1834—1912). В 1853 г., закончив учебу в Константиновском артиллерийском училище, вместо военной службы сдает экзамен на звание учи ...

Причины появления барокко
Хронологически, барокко появилось в XVII веке. Такая хронология подразумевает, что этот стиль заменил ренессанс. Именно поэтому, нередко словом "барокко" принято обозначать эпоху, в которой растворился ренессанс или, как нередко ...

Культ в человеке
Развитие культуры представляет собой смену культов, которые рождаются человеком, чтобы позже быть ниспровергнутыми. Культ личности является логическим завершением цивилизации, после чего движение как бы обращается вспять. Это означает, чт ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru