Типология художественных образов

Великая культура » Классификация литературных образов » Типология художественных образов

Страница 7

Б)"природных" образов (образы зари, месяца, различных животных, растений, описаний явлений природы. Это самая многочисленная группа по своему составу.

В) образов-эмоций (Кручина, печаль, тоска, тоскующее сердце).

В настоящей работе предлагается ещё один вид классификации художественных образов. Всё образы заговоров по их происхождению и содержанию можно подразделить на пять групп. В отдельную группу совмещается "природные" и "предметные" образы и называем их реально-бытовыми образами.

В другую группу войдут немало фантастических образов (морской царь, огненный змей, кощей бессмертный, ведьма, чёрт, домовой и т.д.). Третью группу составляют христианские образы (Христос, Божья Матерь, Апостолы, Архангелы и т.д.). В четвертую группу входят социальные образы: цари, князья, бояре, судьи и прочие. Пятую группу данной классификации составляют антропоморфические образы (различные болезни человека, его душевные состояния).

Специфика образной системы заговоров особенно ярко выражается в том, что каждый образ в них употребляется в строго определенной магической функции. И в этой связи можно установить бинарную классификацию образов. Всё образы заговоров отчетливо делятся на две группы. Первая группа состоит из образов, избавляющие от бед, болезней, несчастий. Вторая группа включает в себя образы, причиняющие зло, вред и т.п.

Можно классифицировать персонажи в зависимости от исполняемых функций. Персонажи с большей или меньшей степенью условностью подразделяются на функциональные группы: универсальных помощников, защитников (целителей) и противников.

Сверхъестественные (универсальные) помощники - это персонажи, чьи

способности мобилизуются ради исполнения какого-либо желания (кроме противодействия агрессии) или помощи в некотором деле, занятии. Помощь может касаться сферы личных и общественных отношений, хозяйственной сферы, самого момента исполнения заговора (просьба в правильном исполнении требований и условий).

Защитники - персонажи, чьи способности мобилизуются для нейтрализации посторонней агрессии, магической или немагического воздействия (разделить эти виды воздействия, впрочем, весьма трудно), уже происходящего или только возможного. Защита может касаться сферы общественных отношений, хозяйственной, лечебной и других сфер.

Частный случай защитников - персонажи-целители. Не следует забывать, что не только возникновение большинства болезней приписывалось народом факторам почти исключительно сверхъестественным, но и сами болезни обычно персонифицировались, представлялись в виде некоторых демонических существ, нападающих на человека. Поэтому целитель, снимающий результаты вредоносной магии (порчу, сглаз и т.п.) или невольного, негативного воздействия (сглаз или защита от демонов, окружающих человека) оказывается защитником.

Существует небольшая группа функционально универсальных персонажей, способных выступать в большинстве функций помощи и защиты. Обычно это высшие, наиболее сакральные и могущественные фигуры христианского пантеона.

Противники - персонажи, от которых исходит агрессия: ведьмы, колдуны, бесы и другие демонизированные и демонические существа, в том числе и

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Кризис культуры ХХ века
Кризис современной культуры проявился не только в возникновении особого типа мировоззрения – постмодерна. В ХХ в. человек столкнулся с глобальными проблемами от решения которых зависит судьба цивилизации. Первоначально глобальный социокул ...

Задачи и организационные формы российского краеведения
Краеведческой работой занимаются отдельные краеведы-любители и исследовательские коллективы многих местных учреждений, организаций и учебных заведений. Исторически сложились три основные организационные формы российского краеведения6 обще ...

"Град выше слова и разума". Духовная культура Византии и ее противоречия
Когда «вечный город» Рим потерял свое значение, эстафету «вечности» «подхватил» Константинополь. Легенды гласят, что в 330 году 11 мая Константин I копьем начертал на земле границы будущего города, который предстояло воздвигнуть на месте ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.jaton.ru