Типология художественных образов

Великая культура » Классификация литературных образов » Типология художественных образов

Страница 4

Двенадцатая

Огнеястра

"человека старого поймаю, тот не может жив быти"

Смертная

"усекнула главу Иоанна Предчети, до смерти мучает"

Горница

Налукия

Причудница

"в человеки сижу, прячусь, когда меня выгоняют, чрез долгое время опять отрыгаюсь"

Желтица

Голяда

Заговор от лихорадки.

Заговор от всякой лихорадки.

Заговор от лихорадки.

Заговор от Трясовицы.

Проводя сопоставительный анализ, замечаешь, что имена лихорадок разные. Название каждой из них определяет функцию её деятельности. Заметим, что последняя (двенадцатая) лихорадка чаще всего связана со смертью человека.

В заговорах от зубной боли, как разновидности лечебных заговоров, тоже просят помощи от сил природы, кроме этого встречаются герои из библейских сюжетов. Например, в заговоре просят помощь у крапивы: "Матушка крапивушка, святое деревцо! Есть у меня раб Божий (имя), есть у него на зубах черви, а ты оных выведи, а ежели на выведешь, то я тебя высушу; а если выведешь, то я тебя в третий день отпущу". Например, "как камень сей крепок, так заканемей зубы мои крепче камня".

В подобных заговорах можно встретить призывы о помощи к другим силам природы (животным, планетам, природным явлениям и т.д.). Например, "Заря зарница, красная девица, полунощница! В поле заяц, в море камень, на дне Лимарь. Покрой ты зарница мои зубы скорбны, своею фатою от проклятого Лимаря; за твоим покровом уцелеют мои зубы. Враг – Лимарь, откачнись от меня, а если будешь грызть, мои белые зубы, сокрою тебя в бездны преисподние. Слово мое крепко! ". Или же "Месяц, ты месяц, серебряны рожки, златы твои ножки. Сойди ты месяц, сними мою зубную скорбь, унеси боль под облака, моя скорбь не мала, не тяжка, а твои сила могуча. Мне скорби не перенесть. Вот зубы, вот два, вот три, все твои, возьми мою скорбь. Месяц, ты месяц, сокрой от меня свою скорбь".

Среди данных заговоров наблюдается совмещение художественных образов: евангелистские герои, образы языческой (славянской) мифологии и призвание к природе.

Например: "Марфа, Мария и Пелагея, три сестры Лазаревы, подите к своему брату Лазарю, спросите у своего брата Лазаря: не ломать ли у него кости? … Чудо водяной, возьми зуб ломовой у раба (такого то). Болят зубы у

кошки, у собаки, у лисицы, у волка, у зайца, у крота, у быка, у коровы, у свиньи, у лошади, у козла, у барана, у овцы… ".

Также существуют заговоры, где встречается уже упоминаемый остров Буян, но есть один вариант заговора, где этот образ предстает в совершенно ином виде. Заговор: "Яост есть остров, яост полон людей, вень при своей простоте, и хвалится Архан на Русь побывать и Русь … и молюся я…".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Особенности написания русской иконы
Наиболее ярко индивидуальные вкусы русского иконописца проявились в его понимании колорита. Краска - это подлинная душа русской иконописи XV века. Когда мы видим икону в одноцветном воспроизведении, она утрачивает значительную долю своего ...

«Плеяда»
«Плеяда» - французская поэтическая школа, развивавшая художественное направление, которое утверждало человека национальной культуры, живущего в государстве и ориентированного на национальные и государственные ценности. «Плеяда» - предбаро ...

Литература древнего Двуречья
Наиболее известным произведением древнего Двуречья является миф о Гильгамеше. Песни о Гильгамеше складывались, начиная с чрезвычайно ранних времен. Некоторые из них дошли до нас записанными на очень ранних глиняных таблетках, и эти записи ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru