Типология художественных образов

Великая культура » Классификация литературных образов » Типология художественных образов

Страница 6

Также существует заговор ратного человека, идущего на войну, где главным действующим лицом является былинки разных цветов. Пример такого заговора: "Выхожу я во чистое поле, сажусь на зеленый луг, во зеленом лугу есть зелья могучие, а в них сила видима – невидима. Срываю три былинки: белая, черная, красная. Красную былинку метать буду за Океан – море, на остров Буян, под меч-кладенец; черную былину покачу под черного ворона, того ворона, чтосвил гнездо на семи дубах, а во гнезде лежит уздечка бранная, с коня богатырского; белую былинку заткну за пояс узорчатый, а в поясе узорчатом зашит, завит колчан с каленой стрелой, с дедовской, с татарской. Красная былинка притащит мне меч - кладенец, черная былинка достанет уздечку бранную, белая былинка откроет колчан с каменной стрелой. С тем мечом отобью силу чужеземную, с той уздечкой обратаю коня ярого, с тем колчаном со каленой стрелой разобью врага супостата… ".

Можно еще вспомнить любовно – брачные заговоры, которые поражают разнообразием персонажей. Это и тридцать три тоски на доске, которые лежат в бане; и семьдесят птиц, сидящих на дереве; и Сатана Сатанович; образ дороги с выбором пути; и тоскующее дерево, и семьдесят ветров – вихров; и образ печки под восточной стороной. В данном исследовании приведём только один, но очень интересный пример заговорного текста:

" На море на Окияне, на острове на Буяне, лежит доска, на той доске лежит тоска. Бьется тоска, убивается тоска, с доски в воду, из воды в полымя, из полымя выбегал сатанина, кричит: павушка романея, беги поскорее, дуй рабе такой-то в губы и в зубы, в её кости и пакости, в её тело белое, в её сердце ретивое, в её печень черную, чтобы раба такая-то тосковала всякой час, всякую минуту, по полудням, по полуночам, ела бы не заела, пила бы не запила, спала не заспала, а все тосковала, чтоб я ей был лучше чужого молодца, лучше родного отца, лучше родной матери, лучше роду-племени. Замыкаю свой заговор семьюдятью семью замками, семьюдесятью цепями, бросаю ключи в Окиан-море, под бел-горюч камень Алатырь. Кто мудренее меня взыщется, кто перетаскает из моря весь песок, тот отгонит тоску".

Образами являются в защитных заговорах (от негативного воздействия нечистой силы) Бог, Иисус Христос, Богородица, Святые, Животворящий Крест, Ангелы и Архангелы, а также вызываются на помощь все Небесные Силы. Причем в этом "ряду упоминаний" первый указывается, как правило, сам Бог.

Естественно, мы не назвали и одну четверть заговорных текстов, которые существуют, но мы постарались отразить самые необычные, яркие, самобытные образы. Но, изучив большой фактический материал, проанализировав ряд образов, можно создать следующие виды классификаций. Следовательно, придти к следующим выводам. Все образы делятся на две большие группы: "персонажные" и "бесперсонажные". При этом хочется отметить, что каждую группу можно дифференцировать на множество подгрупп.

Первая группа ("персонажная") подразделяется:

А) персонажи из библейских, евангельских сюжетов

Б) персонажи, из языческой (славянской) мифологии.

2. Вторая группа ("бесперсонажная") состоит из:

А)"предметных" образов (печка, камень, доска, предметы быта)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru