1. "стой",
2. замена слова "черт",
3. "Боже, упаси",
4. "пращур". Как видим, данные этимологического анализа не решают вопроса о существовании происхождения Чура. Но смеем предположить, что в контексте заговоров данное слово отсылало просящего и заговаривающего человека к помощи предков.
Среди различных типов заговора существуют тексты, которые непосредственно обращаются к домовому. Например, "Хозянуйшка господин! Пойдем в новый дом на богатый двор, на житье, на бытье, на богачество". Домовой считался невидимым обитателем и хранителем дома. Согласно поверьям, в доме может быть только один домовой; если заведутся двое, то они начинают ссориться между собой. Местонахождение домового указывают по-разному: под печкой, за печкой, под порогом, на чердаке, в печной трубе, в углу, за пределы дома или усадьбы он не выходит. Чаще всего домовому приписывалась хозяйственная функция: ухаживать за скотом и присматривать за всем хозяйством. Чтобы в доме было всё благополучно, домового старались умилостивить заговорами и подношениями (хлебом, солью). Верили в то, что домовой может предсказать счастливые и несчастливые события, предупреждая хозяев об этом разными звуками, плачем, оханьем, стонами.
В 988 году Древняя Русь приняла Крещение. Нельзя сказать, что это легко произошло. В сознании людей произошла путаница представлений: где раньше были священные места для поклонения языческим божествам, то теперь возводились храмы и часовни для Бога христианского. Эти изменения не могли не зафиксироваться в устном народном творчестве, поэтому христианские мотивы можно наблюдать и в заговорах.
Ведь эпоху христианства древнейшие воззвания к стихийным божествам подновляются. В структуре заговора появляется формула, ставшая традиционной: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь". Изменяются имена: Христос – "праведное солнце", отождествляется с Божественным светом, Пречистая Дева – с красною Зарёю, Иные – пророк, Николай Угодник и Георгий-Победоносец заступает место Перуна; те или другие святые, призываются в заговорах, смотря по тому, с какою именно целью творится заговор. Таким образом, происходит смешение языческих воззрений с новым вероучением, сливается воедино. Чтобы показать наглядно, как в различных вариациях одного сюжета могут быть представлены совершенно разные персонажи, представим их распределение в виде таблицы. В левой ее колонке выписаны основные мотивы, манифестирующие в сущности один сюжет (или их близкий круг) о мифологическом персонаже-громовержце (о Перуне). В двух остальных – различные имена, выступающих в этих мотивах, но уже христианских персонажей.
Таблица.
Мотивы |
Выступают самостоятельно |
Выступают в перечнях имен | ||
Ездит в небесной колеснице (гром, молния, туча, дождь) |
Илия |
- | ||
Поражает громом змея |
Михаил |
- | ||
Отгоняет нечистую силу громовыми стрелами |
Христос, Илия, Михаил |
Гавриил, Иоанн Креститель | ||
Сходит с небес по золотой лестнице, сносит луки и стрелы |
Илия, Георгий |
- | ||
Спускает небесное пламя |
Георгий |
- | ||
Втыкает болезни луками и копьями |
Георгий Гавриил, Николай, Михаил | |||
Отстреливает болезни |
Христос, Георгий, Михаил |
Илия, Николай, Михаил. | ||
Другая информация:
Изделия из золота и серебра и гончарное искусство
инков
Во главе империи инков стоял властитель, почитаемый под именем Сын Солнца. Несколько городов, построенных в неприступных местах, таких, как священная тайная цитадель Мачу-Пикчу в Андах, подтверждают дар инков преодолевать природные препят ...
Петербург 1913 года
Основные события биографии Малевича в 1913 году развертывались в Петербурге, где он оказался в эпицентре «бури и натиска» русского авангарда. Этот год, последний мирный год старой России, начался для художника официальным вступлением в «С ...
Герой эпоса
Ученые установили, что, действительно, был такой человек, царь, по имени Гильгамеш, живший и правивший в Уруке в первую половину третьего тысячелетия. Имена его предшественников и современников были написаны на кирпичах и вазах. Существую ...
Культура и ее ценности
Классицизм XVII-XVIII