1. "стой",
2. замена слова "черт",
3. "Боже, упаси",
4. "пращур". Как видим, данные этимологического анализа не решают вопроса о существовании происхождения Чура. Но смеем предположить, что в контексте заговоров данное слово отсылало просящего и заговаривающего человека к помощи предков.
Среди различных типов заговора существуют тексты, которые непосредственно обращаются к домовому. Например, "Хозянуйшка господин! Пойдем в новый дом на богатый двор, на житье, на бытье, на богачество". Домовой считался невидимым обитателем и хранителем дома. Согласно поверьям, в доме может быть только один домовой; если заведутся двое, то они начинают ссориться между собой. Местонахождение домового указывают по-разному: под печкой, за печкой, под порогом, на чердаке, в печной трубе, в углу, за пределы дома или усадьбы он не выходит. Чаще всего домовому приписывалась хозяйственная функция: ухаживать за скотом и присматривать за всем хозяйством. Чтобы в доме было всё благополучно, домового старались умилостивить заговорами и подношениями (хлебом, солью). Верили в то, что домовой может предсказать счастливые и несчастливые события, предупреждая хозяев об этом разными звуками, плачем, оханьем, стонами.
В 988 году Древняя Русь приняла Крещение. Нельзя сказать, что это легко произошло. В сознании людей произошла путаница представлений: где раньше были священные места для поклонения языческим божествам, то теперь возводились храмы и часовни для Бога христианского. Эти изменения не могли не зафиксироваться в устном народном творчестве, поэтому христианские мотивы можно наблюдать и в заговорах.
Ведь эпоху христианства древнейшие воззвания к стихийным божествам подновляются. В структуре заговора появляется формула, ставшая традиционной: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь". Изменяются имена: Христос – "праведное солнце", отождествляется с Божественным светом, Пречистая Дева – с красною Зарёю, Иные – пророк, Николай Угодник и Георгий-Победоносец заступает место Перуна; те или другие святые, призываются в заговорах, смотря по тому, с какою именно целью творится заговор. Таким образом, происходит смешение языческих воззрений с новым вероучением, сливается воедино. Чтобы показать наглядно, как в различных вариациях одного сюжета могут быть представлены совершенно разные персонажи, представим их распределение в виде таблицы. В левой ее колонке выписаны основные мотивы, манифестирующие в сущности один сюжет (или их близкий круг) о мифологическом персонаже-громовержце (о Перуне). В двух остальных – различные имена, выступающих в этих мотивах, но уже христианских персонажей.
Таблица.
|
Мотивы |
Выступают самостоятельно |
Выступают в перечнях имен | ||
|
Ездит в небесной колеснице (гром, молния, туча, дождь) |
Илия |
- | ||
|
Поражает громом змея |
Михаил |
- | ||
|
Отгоняет нечистую силу громовыми стрелами |
Христос, Илия, Михаил |
Гавриил, Иоанн Креститель | ||
|
Сходит с небес по золотой лестнице, сносит луки и стрелы |
Илия, Георгий |
- | ||
|
Спускает небесное пламя |
Георгий |
- | ||
|
Втыкает болезни луками и копьями |
Георгий Гавриил, Николай, Михаил | |||
|
Отстреливает болезни |
Христос, Георгий, Михаил |
Илия, Николай, Михаил. | ||
Другая информация:
Период разочарований. Барокко
Сам термин «барокко» происходит от португальского, испанского, итальянского – жемчужина естественно – неправильной формы, странный, причудливый. Этот термин введен был критиком Теофилем Готье одновременно с понятиями «арабески», «гротеск» ...
Искусство Древней Греции и Древнего Рима
Представлено в музее коллекцией, начиная с памятников Эгейского мира (3–2 тыс. до н.э.) и завершая произведениями, созданными на закате Римской империи. Коллекция греческо-римских древностей занимает 12 зал. В нее вошли так наз. "Phi ...
Жизнь человека в жизни кино
Для того чтобы на экране возник образ обесчеловеченного мира, сам этот киномир должен был пройти значительный путь очеловечения. К середине 1920-х годов зритель уже успел обнаружить на экране не только "природу, застигнутую врасплох& ...
Культура и ее ценности

Классицизм XVII-XVIII
