Православно-языческий синкретизм в образной системе русских заговоров

Великая культура » Классификация литературных образов » Православно-языческий синкретизм в образной системе русских заговоров

Страница 1

Языческие представления имеют свою историю; они создаются не вдруг, а постепенно - вместе с поступательным движением народной жизни, с медленным усвоением внешних явлений природы. Природа являлась, то нежной матерью, готовой вскормить жителей Земли, то злой мачехой, которая не приласкает и не приголубит. Человек, поставленный в совершенную зависимость от внешних влияний, признает Природу за нечто божественное. С развитием ума человека, развивалась и фантазия, и создавались новые божества; с каждым разом всё усложнялся пантеон богов. В заговорных текстах различной тематики присутствуют как следы язычества, так и христианства. www.ektu.kz

Изначально, заговорные тексты слагались как просьбы-обращения к языческим богам (Перуну, Велесу и т.д.), а также к силам Природы, с чисто практической целью (вырастить урожай, построить дом и т.д.).

И в наше время можно увидеть в заговорах языческие мотивы. Это призывы о помощи сил Природы: воды, огня, земли, ветра, деревьев, зари.

Древние люди, находясь в неразрывной связи с природным миром, понимали эту связь как кровнородственную. При этом какое-нибудь животное или растение считалось первопредком рода или племени, то есть выступало тотемом. В повадках животных, особенно зверей, первобытные охотники видели сходство со своими поступками. Естественно, это отразилось в текстах заговоров. Например, упоминается о медведе. Этот зверь считался символом силы, ловкости. А случаи хождения на задних лапах делали его похожим на людей в представлении об их родственной связи с медведями. Медведя величали родным, батюшкой, дедушкой, это и отразилось в заговорах. Медведь был самым почитаемым животным у славян. Но почитанием были окружены и другие лесные звери: волки, кабаны, лоси, рыси. Волк наделялся даром всеведения. Он и в русских народных сказках предстает если и не всеведущим, то искушенным в различных делах зверем. Обращает на себя внимание почитание славянами зайца, животного, символизирующего в нашем сознании трусостью. Но в фольклоре заяц выступает, прежде всего, символом мужской оплодотворяющей силы.

Не меньше, чем животных, славяне почитали растения. Почитались как отдельные деревья, чем-то выделяющимся большим дуплом, пораженные молнией. Из деревьев славяне больше всего почитали дуб и березу, что можно объяснить повсеместной распространенностью этих деревьев в зоне расселения славян, а также хозяйственной значимостью.

Кроме этого осина считалось нечистым, связанным со злыми силами, проклятыми Богом. Негативное отношение к осине наших предков обусловлено, возможно, следующими моментами: дрожанием листьев этого дерева даже в тихую погоду (ассоциация с воздействием злых сил), красноватым оттенком осиновой древесины (ассоциация с цветом крови) и малопригодностью для хозяйственных целей. Но с приходом христианства на Русь это дерево становится верным средством для борьбы с нечистой силой (колы, Кресты).

В текстах заговоров можно встретить выражение: "Чур слову конец, моему делу венец!". Однако, в прошлом многие фольклористы и этнографы были убеждены в существовании у славян древнего божества Чур. Хотя сведения о Чуре практически отсутствуют, поэтому можно полагаться на лингвистические данные, прежде всего на этимологический анализ этого слова. Например, М. Фасмер в "Этимологическом словаре русского языка" выделяет два слова Чур, различающихся по своему происхождению и значению. Первое слово Чур выделяется из наречия ′чересчур′ и имеет значение ′граница, рубеж, межа, мера′. Второе слово представлено выражениях "чур меня", "чур чур чура". Автор словаря приводит многочисленные предположения этимологов о происхождении данного слова:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Театр Древней Греции
У всех народов мира с древних времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти праздники, и дали жизнь драме и театру Греции и Рима. В основе древнегреческой драматургии ле ...

Особенности написания русской иконы
Наиболее ярко индивидуальные вкусы русского иконописца проявились в его понимании колорита. Краска - это подлинная душа русской иконописи XV века. Когда мы видим икону в одноцветном воспроизведении, она утрачивает значительную долю своего ...

История создания
Основателем коллекции музея считают известного врача и натуралиста, президента Королевского общества (английская Академия наук) Хэнса Слоуна (1660–1753), не пожелавшего видеть, что дело всей его жизни (это коллекция библиотечного фонда и ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru