Быт

Великая культура » Быт и культура народов Древнего Египта » Быт

Страница 3

В меню усопших вплоть до Нового царства рыба не входила. В некоторых номах и городах в различные периоды запрещалось употреблять те или иные виды рыб. Существовало множество разновидностей: мормиры – рыбы среднего размера, крупные хромисы и латесы, “нильские окуни”, таких огромных, что каждую рыбу несли двоё мужчин. Продев сквозь жабры палку и положив её на плечи, они бодро шли друг за другом, а хвост их добычи волочился по земле. Такой одной рыбины хватило бы на несколько семей.

Овощи внесены в годовой календарь Мединет-Абу под общим названием “рентпут” - “продукты года”. Их раскладывали на столах или связывали пучками. Отдельно упоминаются лук и порей, известны с глубокой древности. Но особенно ценился чеснок. Рамсес 3 щедро раздавал чеснок храмам. Древние евреи на пути к земле обетованной с сожалением вспоминали об огурцах, арбузах, луке и чесноке изобильного Египта.

Огурцы, арбузы, а также дыни часто появляются на жертвенных стелах рядом со связками стеблей папируса, которые кое-кто раньше принимал за спаржу. Античные авторы утверждали, будто религия запрещала египтянам употреблять в пищу бобы и горох, дабы научить их хоть от чего-то воздерживаться.

Латук (салат) выращивали, обильно поливая в огородах при доме. Он считался растением бога Мина, чья статуя часто возвышалась перед грядками латука.

Груши, персики, вишни и миндаль появились у них только в римскую эпоху. Тем не менее в летний период они наслаждались виноградом, фигами, финиками и сикомора, правда не такими вкусными и крупными, как плоды фиги. Орехи дум-пальбы были съедобны, однако употреблялись только в лечебных целях. Кокосовые пальмы были редкостью, а их орехи – изысканным лакомством немногих привилегированных. Гранатовые, оливковые деревья и яблони, завезённые во времена гиксосов, при хорошем уходе давали богатые урожаи. До появления олив египтяне разводили другие масличные деревья, среди которых главным было ореховое дерево – “бак”. К списку любимых деревьев можно так же добавить мимозу, ююбу (зизифу) - плоды использовались для изготовления лекарств. Бедняки порой довольствовались тем, что жевали сердцевину стебля папируса, как сегодня жуют стебли сахарного тростника, и корневище других водяных растений, которые мы во множестве находим в гробницах.

Молоко считалось настоящим лакомством. Его хранили в пузатых глиняных сосудах, горлышко которых затыкали пучком травы, чтобы уберечь от насекомых. В некоторые снадобья и диетические блюда добавляли соль. Можно предполагать, что её вообще много употребляли. Чтобы подсластить напиток или кушанье, добавляли мёд или плоды рожкового дерева. Египтяне отправлялись за мёдом и воском диких пчёл далеко в пустыню. Этим занимались специальные люди. Сборщики мёда объединялись со сборщиками скипидарной смолы в отдалённых вади. Но египтяне так же разводили пчёл и в своих садах. Ульями служили большие глиняные кувшины. Пасечник без боязни расхаживал среди ульев. Он отгонял пчёл рукой и извлекал соты. Хранили мёд в больших запечатанных каменных сосудах.

Занятия богатого египтянина оставляли ему немело досуга, но он знал, чем его заполнить. Охота в пустыне, прогулки, паломничества, ловля рыбы и птиц в болотных зарослях – всё было в его распоряжении. Но прежде всего – развлечения другого рода. Их мы и опишем в первую очередь.

Одним из самых больших удовольствий для египтянина были пирушки, когда он созывал на завтрак или на обед многочисленных друзей и родственников. На рельефах в гробницах часто встречаются сцены таких пиров в “домах вечности” – это правдивое изображение застолий, которые устраивал хозяин гробницы при жизни. Эти сцены и отрывки из дидактических текстов и сказок позволяют нам описать пирушки друзей в богатом доме.

Разумеется, ей предшествовали беготня по лавкам и всяческая суета на кухне и в доме. Забивали быка уже известным нам способом. Расчленяли тушу. Сортировали куски мяса. Готовили жаркое, тушённое мясо и соусы. Жарили гусей на вертелах. Везде стояли кувшины с пивом, вином и ликёрами, всевозможные плоды пирамидами громоздились на подставках или грудами лежали в корзинах. Всё это тщательно укрывалось от насекомых и пыли. Из шкафов доставали золотые и серебряные кубки, алебастровые вазы, глиняную расписную посуду. Вода охлаждалась в сосудах из пористой глины. Весь дом был вычищен и вымыт, мебель натёрта, садовые аллеи подметены, опавшие листья подобраны. Музыканты, певцы и танцора уже собрались. Привратники стоят у дверей. Ждут только приглашённых.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения
Термин "гуманизм" происходит от латинского "humantias", что в переводе означает "человечность". Этот термин употреблял еще в I в. до н. э. известный римский оратор Цицерон (106-43 до н.э.). Для него гуманизм ...

Влияние православия на культуру Византии и Руси в эпоху Средневековья
Особый облик общественной и идейной жизни в Византии придали специфические черты, присущие восточному христианству и византийской церкви. Христианство при Константине (V в.) превратилось в государственную религию, византийская церковь ста ...

Древнеяпонская живопись
Японская школа живописи Ямато-э складывается лишь в 11—12 вв. Живописцы Ямато-э расписывали ширмы, создавали на горизонтальных свитках иллюстрации к литературным произведениям. Иллюстрации к роману «Гэндзи моногатари», построенные на соче ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru