Быт

Великая культура » Быт и культура народов Древнего Египта » Быт

Страница 4

Если среди гостей ожидались знатные персоны, хозяин дома встречал их у входа и провожал через сад. Так поступали жрецы, когда в храм прибывал фараон. Если сам хозяин дома возвращался из царского дворца, осыпанный милостями, все его родственники ожидали его перед парадной дверью. Бывало, что хозяин ожидал приглашённых в гостиной, как фараон в своём зале приёмов. В таких случаях гостей встречали дети и слуги.

Хозяин встречал гостей одним из многих традиционных приветствий. Он мог пробормотать слегка покровительственным тоном: “Добро пожаловать!” или “Хлеб и пиво!”.

Покончив с пожеланиями, комплиментами и горячими приветствиями, хозяева и гости занимают свои места. Хозяева дома садятся в кресла с высокими разными спинками, инкрустированными золотом, серебром, бирюзой, сердоликом и лазуритом. Такие же роскошные кресла предоставляют самым почётным гостям. Остальные усаживаются на табуреты с перекрашенными ножками или на обычные – с вертикальными ножками. В более скромных домах все рассаживаются на циновках. Молодые девушки предпочитают подушки из хорошо выделанной кожи. Мужчины садятся по одну сторону, женщины – по другую. Когда мужчины и женщины сидели вперемежку, супружеские пары не разлучались. Приглашённый, если хотел, мог оставаться рядом со своей женой.

Служанки и слуги сновали между гостями, раздавая цветы и благовония. Служанки, у египтян, всегда были молоды и красивы. Прозрачные одеяния не скрывали их прелестей. Чаще всего на них вообще ничего не было, кроме ожерелья и пояса. Все мужчины и женщины получали по цветку лотоса, а затем каждый водружал на голову белый колпачок. Служанки делали эти украшения из волос, обмазанных ароматным маслом, которое черпали из большой чаши. Хозяева дома, их дочери и служанки имели на голове это украшение, обязательно для торжественных приёмов. Без благовоний не может быть радости! К тому же они отбивали запахи пива, вина и жаркого.

Наконец наступал момент подавать всё, что наготовили повара и кондитеры для пира. Тут были блюда на самый взыскательный вкус. Не случайно Птахотеп рекомендовал гостям быть скромными в словах и взглядах, а также в еде. Этим они заслужат милость богов и добрую славу.

Пирушка обычно сопровождалась музыкой, услаждавшей слух. Пока гости рассаживались, появлялись музыканты со своими инструментами. Египтяне всегда любили музыку. Они любили её даже в те далёкие времена, когда ещё не было музыкальных инструментов и они поддерживали певца, отбивая такт ладонями. Флейта, арфа и гобой появились в эпоху пирамид. Они звучали то все вместе, то по двое – в любой комбинации, то поодиночке; ритм отбивался хлопаньем в ладоши.

Барабаны делали круглыми или квадратными, но ими пользовались главным образом во время народных и религиозных празднеств. То же самое относится и к другим инструментам – трещоткам и систрам. Певицы часто акомпонировали сами себе, отбивая такт ладонями. Танцы дополняли представление. Иногда в нём участвовала гимнастика. Изогнувшись назад, она рассыпавшими волосами касалась пола.

Когда гости насыщались, их продолжали развлекать песнями, музыкой и танцами. С ещё большим удовольствием они поглощали лакомства, ибо теперь когда голод был утолен, они могли отдаться гурманству. Певцы тут же сочиняли стихи, прославляющие щедрость хозяина или милостивых богов.

Было принято за всё на этой земле благодарить богов, но египтяне знали, что им недолго наслаждаться их дарами, ибо срок жизни короток. Воспользуемся же сполна этим прекрасным днём, когда милость богов и щедрость хозяина так счастливо соединились!

В период Позднего царства египтяне уже не довольствовались только рассказами о печалях царства мёртвых и радостях жизни, чтобы побудить сотрапезников безоглядно пользоваться этими радостями, пока ещё есть время. На пирах богачей, когда трапеза заканчивалась, по словам греческих авторов, которые на сей раз имеют, видимо, точную информацию, хозяева выставляли перед гостями небольшой деревянный гроб с раскрашенной фигуркой мертвеца, разумеется в виде спеленатой мумии, а не скелета, как могли бы подумать наши современники. Хозяин показывал такую фигуру каждому из приглашённых и говорил: “Взгляни на него, а потом пей и наслаждайся, ибо после смерти ты станешь таким же, как и он!”

Страницы: 1 2 3 4 

Другая информация:

Становление советского кино
Непреходяще значение для развития мирового киноискусства имело рождение советского кино. Впервые оно заявило о себе во весь голос в 20-е годы. В первые послереволюционные годы в советской стране не было еще отечественного производства ап ...

Законы культурно-исторического движения
И Данилевский вводит эти законы: Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологич ...

Сценарный план
"Прощание с Масленицей" (17.03.02 г.) 12-00 Начало представления. I. Реприза с Петрушкой. 1) Выход фольклорной группы (4 песни, во время песен проводятся конкурсы: А) "Хлопай-топай"; Б) "Повтори движение&quo ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru