Архитектура как феномен древнеегипетской культуры и отражение духовной жизни

Великая культура » Культура Древнего Египта » Архитектура как феномен древнеегипетской культуры и отражение духовной жизни

Страница 4

Длинная прямая дорога, уставленная по сторонам разноцветными статуями сфинксов с лицами Хатшепсут, начиналась от пристани у западного берега Нила, поднималась выше и выше к скалам, подводила к трем постепенно повышающимся большим террасам, окруженным колоннадами.

Террасы соединялись между собой пандусами, а святилище было вырублено в скале. Торжественный, размеренный ритм движения, строгая планировка, чередования горизонтальных и наклонных плоскостей — все продуманно, на всем лежит печать мысли гениального зодчего Сенмута.

Храм Хатшепсут был богато и разнообразно украшен рельефами и скульптурами (свыше 250 статуй), обширные дворы-террасы оживлялись деревьями и искусственными прудами. Но самое главное новшество — захоронение фараона отдельно от храма. Царская мумия запрятана где-то в тайнике, в горах (и так теперь будут поступать со всеми фараонами).

Идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора в Фивах, посвященных богу Амону – Ра (XVI – XV вв. до н.э.). От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая магистраль — аллея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски — иглы фараона (один из обелисков Луксора стоит ныне в Париже на площади Согласия), мощные пилоны образовывали портал, возле пилонов стояли скульптурные колоссы.

Из открытого солнцу двора, обнесенного колоннадой, путь вел в сумрачный гипостильный зал, а затем в полутемное святилище. Здесь-то и был настоящий лес: чаща колонн (в одном только гипостильном зале Карнака их было 144), папирусо-образных, лотосовидных, пальмовидных, иные из них таковы, что их не смогли бы обхватить пять человек. Нижние части стен украшались растительным узором, а потолок расписывался золотыми звездами на темно-синем фоне, видимо храм, символически изображал нильские заросли звездной ночью. В храме помещалось множество статуй: стены, пилоны, обелиски, иногда и колонны были покрыты вязью рельефов и испещрены иероглифами.

Колонны первого открытого двора имели капители в виде бутона, в центральном гипостильном зале — в виде раскрытых цветов папируса, что соответствовало представлению о смене дня и ночи.

Все эти архитектурные формы в отдельности, в том числе колонны, изображающие нильские растения и деревья, имеют свои прототипы и в Среднем и в Древнем царстве, но никогда прежде они не соединялись в таком внушительном, пространственно-сложном ансамбле.

Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские заросли каменного папируса имело и световую драматургию: от ярко освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала, куда свет проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно освещенной молельни. Недаром некоторые ученые считали, что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания.

И завершает основную линию архитектуры культовых памятников Древнего Египта так называемый Рамессеум: комплекс, состоящий из Дворца и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах. Там до сих пор стоят десятки колоссальных колонн, а посреди образуемого ими двора лежит огромная разбитая статуя Рамсеса, достигавшая 17 м в высоту и весившая более 110 тонн. Рамсес II был одним из самых знаменитых фараонов Древнего Египта, он провел на троне 66 лет и построил больше храмов и городов, чем кто-либо из правителей до него.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Прядение и ткачество
Особенно почитались у крестьянина прялки. Прядение и ткачество было одним из основных занятий русских женщин. Нужно было наткать ткани, чтобы одеть свою большую семью, украсить дом полотенцами, скатертями. Не случайно поэтому прялка была ...

Образование
Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Также существуют свидетельства о том, что в 1086 году сестра Монома ...

Парики в Древнем Риме
Новым этапом в истории париков стал Древний Рим. Судя по всему, мода на высокие и подвитые прически в Риме менялась часто. Женщины из высшего общества пользовались щипцами для завивки волос и так же обильно обсыпали прически золотой пудро ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.jaton.ru