Кинематограф на Алтае

Великая культура » История кинематографа » Кинематограф на Алтае

Страница 6

После появления думского постановления в Строительное отделение Томского губернского управления одно за другим стали поступать прошения от барнаульских мещан с просьбой утвердить проект здания электротеатра. Труд кинодемонстратора казался настолько простым и выгодным, что заняться новым делом устремились многие.

Сопоставление дат подачи прошений с рекламными объявлениями «Алтайской газеты» позволяет утверждать, что некоторые электротеатры фактически действовали до их официального освидетельствования городской управой и полицией. К числу первых барнаульских электротеатров по свидетельству «Киножурнала» можно отнести «Электротеатр Еремеева» (о котором, к сожалению, ничего неизвестно) и «Триумф» Пожалуй, самой эффектной была начальная деятельность электротеатра «Триумф», открытие которого состоялось предположительно в конце 1909 начале 1910 гг. Владельцами «Триумфа» были почетный гражданин Александр Григорьевич Невоструев, бухтарминский мещанин В.А. Шпунтович и крестьянин Оханского уезда Ф.Н. Пономарев.

Под театр-синематограф была приспособлена часть дома купца 1 гильдии Ивана Федоровича Смирнова. Пассаж Смирнова представлял собой огромное для Барнаула здание. Оно занимало целый городской квартал: от Пушкинской до Гоголевской улицы. Главный фасад пассажа Смирнова выходил на Московский проспект. Электротеатр «Триумф» располагался на первом этаже крыла дома по Пушкинской улице. «Триумф» имел два зала «ожидального помещения» (132,3 м2) и зрительный зал на 314 мест (176,4 м2). Места были поделены на четыре категории: у экрана — деревянные подвижные лавки, 2-е и 3-е места — стулья, в конце зала четыре ложи по четыре места, сверх того имелся балкон на Ф) человек. Специальная лестница из «ожидального» зала вела на балкон, укрепленный деревянными столбами. Этот балкон предназначался для оркестра, развлекавшего публику в антрактах. Руководил оркестром известный в сибирском музыкальном мире дирижер Антон Исаевич Клястер. Благоустройство «Триумфа» было одной из главных забот владельцев электротеатра. Вскоре после открытия в нем появился буфет с кофе, чаем и шоколадом. «Триумф» считался в городе и «самым безопасным в пожарном отношении» электротеатром.

Но выше внешнего комфорта хозяева ставили качество представляемых в электротеатре программ. Содержание каждого киносеанса публиковалось в местной газете в таком виде: «Театр Триумф. 21 и 22 февраля. Новая роскошная программа:

«1. Роковой цветок Мадонны (драма).

2. Салернский залив (виды с натуры в красках).

3. Процесс Герценштейна (комич.).

4. Нил ночью (натур.).

5. Именины (комич.).

6. Приятельница жандарма.

7. Нерон (Пожар Рима).

Аккомпанирует В.И. Свидерский, в антрактах — оркестр под упр. А.И. Клястера». В «Триумфе» часто устраивали так называемые расширенные программы с хорошим музыкальным сопровождением. Через «Алтайскую газету» подписчики получали либретто представляемых в «Триумфе» картин. Электротеатр «Триумф» отличался стремлением приобщать барнаульцев к достижениям мирового кинематографа. Именно в «Триумфе» были показаны впервые в Барнауле полнометражные кинокартины, а также первый фильм с участием знаменитого комика Макса Линдера. Деятельность «Триумфа» была заметным явлением в культурной жизни Барнаула, но просуществовал электротеатр недолго, чуть более года. Настоящим долгожителем среди барнаульских кинематографов стал электротеатр воронежской мещанки Евдокии Ивановны Лебзиной. До переезда в Барнаул Е.И. Лебзина жила в Красноярске, где в 1908 г. в числе первых в Сибири открыла электротеатр. Он был размещен в доме Купеческого собрания. В этом же доме действовал и электротеатр «Патеграф» В.А. Полякова. Из-за непотребного поведения публики на киносеансах залы купеческого собрания быстро утратили внешний вид, и весной 1909 г. в аренде помещений владельцам электротеатров было отказано. После этого Е.И. Лебзина поехала по Сибири с гастролями, в конце концов, остановилась в Барнауле. Первоначально ее заведение называлось «Театрсинематограф при музее Е.И. Лебзиной». Музеем он именовался на том основании, что в нем демонстрировались восковые фигуры. Позже электротеатр Е.И. Лебзиной получил название «Иллюзион». Здание электротеатра Лебзиной находилось на углу Пушкинской улицы и Соборного переулка и соседствовало с Петропавловским собором. Земельный участок Е.И. Лебзина первоначально взяла в аренду сроком на 13 месяцев за плату в 1625 рублей. Судя по чертежам, которые были приложены к проекту электротеатра, направленному на утверждение в Томск, «Иллюзион» имел нарядный, украшенный резьбой фасад, салонные интерьеры. Его зрительный зал вмещал 179 человек. Как было отмечено в проекте, в «Иллюзионе» была устроена «аппаратная каменная, на каменном фундаменте, сложенная в 1 кирпич, внутри площадью Зx4 аршина, а высотой 4 аршина (2,13х2,84х2,84 м - прим. автора). Перекрытие будки сделано несгораемым. Здание «Иллюзиона» позднее при музее Е. И. Лебзиной имело электрическое освещение, которое подавалось от городской электростанции И. К. Платонова. Е.И. Лебзина пыталась устроить в электротеатре собственный нефтяной двигатель с динамо-машиной. Евдокия Ивановна тщательно следила за репертуаром, считая залогом успеха своего дела частое его обновление, поэтому кинопрограммы в «Иллюзионе» обновлялись каждые два дня. Цены на билеты в «Иллюзионе» в 1910 г. составляли от 20 до 40 копеек, ученические — 15 копеек (на свободные места). Существовала система абонементных билетов и контрамарок. Музыкальным иллюстрированием в электротеатре Е.И. Лебзиной занимался пианист Гряднов, один из первых барнаульских таперов. Факт близкого расположения увеселительного заведения, коим являлся электротеатр «Иллюзион», к Петропавловскому собору возмущал некоторых жителей города. Известно, что группа барнаульцев обращалась к томскому губернатору с просьбой закрыть «сомнительное» заведение. Однако за отсутствием оснований просителям было отказано.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другая информация:

Культура России XX – XXI веков
Русская художественная культура рубежа XIX- XX вв. – один из самых интересных периодов в культурном развитии России. Это время представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и в духовной жизни страны. "Сер ...

На рубеже столетий XIX - XX века
Ты должен, направляясь в путь, Взглянуть назад, вперед взглянуть. Бердах В одежде этого времени было много противоречий. Многие одевались либо с вызывающей экстравагантностью, либо с крестьянской простотой. У дам колокольчиком расширя ...

Определения красоты
Систематический анализ взаимозависимости и разграничения между всеми различными понятиями вокруг определения понятия "искусство" невозможен без четкого описания понятия "красота". О том, что такое красота, или “прекра ...

Самое интересное:

Культура и ее ценности


Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует.

Классицизм XVII-XVIII


Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.jaton.ru